В Верхнюю Пышму привезли легендарный советский штурмовик Ил-2

Легендарный истребитель, советский самолёт-штурмовик Ил-2, который в годы войны называли «летающим танком», привезли в музейный комплекс Верхней Пышмы. Сегодня, 8 декабря, прошла презентация зала штурмовой авиации в Музее «Крылья Победы».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Как сообщил корреспондент ИА «Уральский меридиан», экспозиция включает исторические фотографии, инфографику и элементы лётного обмундирования. Здесь можно увидеть различные варианты вооружения штурмовика, в том числе пулемёты, пушки, боеприпасы к ним, ракетное и бомбовое вооружение. Одна из зон выставочного пространства рассказывает о проектировании, производстве и боевом применении самолёта в годы войны, вторая часть повествует о сражавшихся на этом штурмовике лётчиках.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Центральный экспонат, основа экспозиции — это оригинальный бронекорпус и фрагменты самолёта Ил-2 , который входил в состав 694-го штурмового авиационного полка 261-й смешанной авиационной дивизии. На нём можно увидеть отметины о попадании мелкокалиберной зенитной артиллерии противника.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

«Управлял данным самолётом младший лейтенант Виктор Булаткин, — рассказал главный специалист отдела экспозиции музейного комплекса Кирилл Антропов. — Осенью 1944 года в ходе выполнения боевой задачи по штурму переправы противника в районе аэродрома Луостари члены экипажа совершили один налёт, вернулись на аэродром на дозаправку и довооружение и вновь вернулись к переправе. Но, к сожалению, метеоусловия серьёзно ухудшились, и экипаж был вынужден возвращаться на свой аэродром. В ходе возвращения младший лейтенант Булаткин потерял ориентиры и совершил вынужденную посадку на заболоченное озеро в Мурманской области, в районе станции Кица. В результате чего самолёт затонул, а Булаткин вместе с воздушным стрелком младшим сержантом Василием Табаковым остались живы и позже вернулись на свой аэродром».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Затонувший в болоте самолёт нашли в 2000 году. Благодаря специалистам музейного комплекса удалось его отреставрировать и представить в экспозиции в Верхней Пышме.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Самолёт Ил-2 — самый массовый боевой самолёт в истории авиации, всего было выпущено более 36 тысяч единиц. Большинство из них было изготовлено в Куйбышеве (ныне Самара), но 270 машин собрали в 1941–1942 годах в Нижнем Тагиле. За свою исключительную живучесть и мощную бронезащиту самолёт получил у противника прозвище Betonflugzeug («бетонный самолёт»).

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

«Ил-2 — действительно легендарный самолёт, — рассказал Кирилл Антропов. — Во-первых, он является единственным штурмовиком на период Второй мировой войны, который массово применялся в боях. Это был уникальный самолёт, аналогов в мире у него не было — по сути это был наш «воздушный Т-34». Во-вторых, Ил-2 сыграл ключевую роль во всех основных наступательных операциях Красной Армии, начиная с 1942 года. В том числе это Курская битва, Сталинградскяа битва, Операция «Багратион», Берлинская битва и другие. Самолёт боролся и с авиацией противника, и с различными наземными целями. Уничтожал укреплённые позиции противника».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Самолёт был абсолютно новым. В войсках его ещё должным образом изучить не успели, поэтому многим пилотам приходилось уже в боевых условиях отрабатывать и тактику применения, и порядок действий на подлёте к цели, на возвращении на аэродром. Также в ходе боевых действий отрабатывались навыки обслуживания, заправки, зарядки боеприпасами. В начале войны обучение лётчиков на штурмовиках было максимально сокращено. У первых пилотов было всего по 3-5 часов налёта. Далее, с ходом войны, срок обучения увеличивался, и пилоты стали больше летать в лётных училищах, появились опытные пилоты на штурмовиках Ил-2, что позволило миниминизировать потери штурмовиков в ходе выполнения боевых задач.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

«Если сравнивать с другими военными самолётами, например, с истребителями, бомбардировщиками, у штурмовика более грозное вооружение, — отметил Кирилл Антропов. — Большая возможность бомбовой нагрузки. В отличие от истребителя, на такой самолёт можно ставить две авиационные пушки, пушки калибра 37 мм или 45 мм. А также штурмовик имеет более серьёзную броню, которая защищала его от наземной артиллерии противника. Это позволяет самолёту наносить удары по наземным целям».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

В процессе использования Ил-2 модернизировался. Например, сначала он был только одноместным, а затем появились двухместные модели — с кабиной стрелка, размещённой за кабиной пилота.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

В экспозиции представлены портреты и биографии выдающихся лётчиков-героев, а также показаны оригинальные боеприпасы от вооружения, которое использовалось на Ил-2. Данный штурмовик мог применять зажигательные бомбы крупного калибра до 250 кг. Также Ил-2 стал одним из первых советских самолётов, который массово применял реактивное вооружение. Это реактивные снаряды РС 82 и РС 132. На Ил-2 применялись пулемёты ШКАС калибра 7,62 мм, авиационные пушки ШВАК, ВЯ 23 мм и даже 37-миллимитровые пушки НС-37.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

«Ил» – это начальные буквы фамилии главного конструктора штурмовика, Сергея Ильюшина, а «2» указывает на то, что это второй вариант штурмовика, разработанный в его ОКБ после первого (Ил-1).

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

«Наша экспозиция — не только про конкретный штурмовик Ил-2, найденный в болоте под Мурманском, она посвящена штурмовику Ил-2 как явлению, — рассказал начальник отдела экспозиции музейного комплекса Андрей Зимин. — Эта экспозиция — и про штурмовую авиацию в годы Великой Отечественной войны, и про лётчиков-штурмовиков, и про всех тех людей, кто делал этот самолёт, кто его разрабатывал, начиная с Сергея Ильюшина, про всех конструкторов, про людей, которые испытывали и собирали этот самолёт на заводах. Дань памяти всем этим людям».

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

ИА «Уральский меридиан» ранее писало о подводной лодке «Нептун», которую привезли в музейный комплекс Верхней Пышмы в сентябре 2024 года.