В списках героев пока не значится: почему подводник Могилевский остался без высшей награды
Архивные документы, ставшие доступными в последнее время, позволили уточнить реальные потери в битвах на просторах Балтики в годы Великой Отечественной войны. Военные историки подсчитали, что экипаж подводного минного заградителя Л-21 Балтийского флота, которым командовал капитан третьего ранга Сергей Могилевский, потопил пять кораблей из шести единиц, уничтоженных в марте 1945 года советскими подводниками. В День моряка-подводника, отмечаемый в России 19 марта, заведующий научно-методическим отделом Музея Победы, доктор экономических наук, кандидат исторических наук Валерий Куличков рассказал ТАСС о малоизвестном ныне Сергее Сергеевиче Могилевском, входившем в пятерку самых результативных командиров подлодок Военно-морского флота СССР.
Могилевский и его Л-21
Капитан третьего ранга Сергей Могилевский в начале Великой Отечественной войны руководил боевой подготовкой подводников в штабе Балтийского флота. Однако реалии того периода войны потребовали отправки лучших офицеров на корабли. И уже 24 октября 1941 года Могилевский принял строящуюся подлодку Л-21, которой командовал до 18 ноября 1946 года. Подводный минный заградитель Л-21 водоизмещением 1 122 т имел на вооружении восемь торпедных аппаратов, две минные трубы на 20 мин и две артиллерийские установки калибра 100 и 45 мм.
Заградитель Л-21 достраивался в блокадном Ленинграде, где на заводе №189 имени С. Орджоникидзе (ныне — Балтийский завод Объединенной судостроительной корпорации) строились три подводных крейсера — К-54, К-55 и К-56.
В 1941–1943 годах достройка Л-21 неоднократно прерывалась. Известно, что 24 мая 1942 года в дизельный отсек корабля попал тяжелый снаряд. Лодка легла на грунт, но в следующем месяце ее смогли поднять и уже в августе 1943 года передать Балтфлоту. В следующем году, после капитуляции Финляндии и появившейся возможности обходить минно-сетевые заграждения противника, экипаж Могилевского вышел в свой первый боевой поход.
Мины для врага
По данным Валерия Куличкова, 23 ноября 1944 года Л-21 удалось незаметно для противника заминировать подходы к маяку Стило в Южной Балтике всего лишь в 2,5 мили от берега. На этом минном заграждении, имевшем обозначение 7-Г, в тот же день подорвался и сел на грунт новейший транспорт Eichberg тоннажем 1 923 брутто-регистровых тонны (брт), построенный для Военно-морских сил Германии в Нидерландах в 1944 году. Его смогли поднять только через неделю.
24 ноября на минах Л-21 погиб находившийся под контролем Германии датский транспорт Elie (1 873 брт). Получил серьезные повреждения и германский сторожевой корабль Vs-302, который пытался очистить минное поле, но при тралении одна из установленных советской подлодкой мин взорвалась, нанеся повреждения кормовой части сторожевика.
В декабре 1944 года жертвой мин Л-21 стал германский транспорт Eberhard (751 брт), погибший со всем экипажем. Его маршрут проходил как раз через поставленное лодкой минное заграждение.
По данным эксперта, этот большой успех был омрачен неисправностью минного устройства на Л-21. В результате удалось поставить только 16 мин типа ПЛТ, а вот 17-я мина зацепилась якорем за ролик и осталась в трубе корабля. В связи с этой ситуацией лодке пришлось 26 ноября срочно возвращаться на базу. По пути лодка торпедировала (и это с открытой крышкой минной трубы и застрявшей миной!) шведский пароход Hansa тоннажем 493 брт. На затонувшем судне погибли 84 человека, в том числе 22 члена команды, 62 пассажира (включая 35 шведских военнослужащих); на дно отправилось 2,5 т взрывчатки.
"Швеция тогда занимала своеобразную позицию — поставляла нацистской Германии полезные ископаемые, сопровождала конвои с германскими судами в своих территориальных водах под охраной шведских боевых кораблей. Получается, что оказывала всевозможную помощь нашим врагам, причем за хорошие деньги. Поэтому гибель 84 человек с парохода Hansa на совести тех шведов, которые предпочитали сотрудничать с Гитлером, а не бороться с ним", — подчеркнул Куличков.
В марте 1945-го
Ноябрьский ремонт в Финляндии, которая в то время стала оказывать содействие Красной армии, мало что дал. Оставшиеся на борту четыре мины поставить у полуострова Хель так и не удалось. Только 5 марта 1945 года Л-21 смог выйти на очередную минную постановку. Вот на нее и выпал самый большой успех.
Заграждение, получившее обозначение 9-Д, советская лодка поставила 13 марта 1945 года у Хельской косы днем из подводного положения. Вообще-то все 20 мин должны были располагаться совсем в другом месте. Но Могилевский проявил инициативу, неожиданно изменив место постановки после обнаружения им фарватеров 75 и 76, которыми пользовалось кригсмарине.
На следующий день, 14 марта, на минном заграждении подорвались и затонули сразу два германских миноносца: Т-3 (839 т) и Т-5 (843 т). Причем Т-3 был причастен к гибели советской подлодки С-4 — единственной погибшей в 1945 году на Балтике. Эта лодка была протаранена германским миноносцем 4 января 1945 года и после короткого боя затонула. Так мина, поставленная Л-21, отомстила за гибель советских моряков-подводников. На борту Т-3 погибли около 287 человек, 17 получили ранения. Потери Т-5 составили 94 человека, четверо были ранены.
Долго не была известна судьба германской средней подводной лодки U-367 (769 т) постройки 1943 года, занимавшейся подготовкой подводников 16 марта. Она пропала без вести со всем экипажем в 43 человека.
"Немцы не успели очистить Данцигский залив от мин советской подлодки Л-21 из-за хаоса последних месяцев войны. А U-367, возвращавшаяся на базу в подводном положении, подорвалась на мине Л-21 и затонула в трех милях от берега на глубине 67 м. Это подтверждают и польские источники", — пояснил Куличков.
В том легендарном походе 1945 года экипаж капитана третьего ранга Могилевского активно применял и торпедное оружие. Л-21 удалось в марте атаковать несколько конвоев и потопить торпедами германские сторожевой корабль V-2022 (бывший рыболовный траулер Emil Colzman, 518 брт) и легкую плавбатарею LAT Gretel. Потери личного состава на сторожевике составили 76 человек. 29 марта подлодка вернулась на базу.
Таким образом, за четыре с лишним месяца боев на боевом счету подводного минного заградителя Л-21, применявшего как торпедное, так и минное оружие, оказалось 10 кораблей и судов противника.
И нельзя сказать, что яркие победы Могилевского совсем уж не оценили. Награды за эти события он все-таки получил — ордена Отечественной войны II степени (31.01.1945) и Ушакова II степени (26.04.1945), медали.
По мнению Куличкова, командира Л-21 обидно недооценили. Ведь некоторые подводники получали звание Героя Советского Союза лишь за одну пораженную цель, а в случае с Могилевским их было не менее 10. И это результаты, убедительно доказанные архивными материалами. Эксперт предположил, что подобная сдержанность в отношении успехов экипажа Л-21 могла быть связана с тем, что, как правило, результаты произведенных минных постановок часто довольно длительное время остаются неизвестными. Иногда только спустя 70–80 лет после боев на дне удается найти обломки кораблей и судов. И порой нелегко даже доказать причастность подлодки к боевой операции.
"Уместно еще раз выразить сожаление, что Сергей Сергеевич Могилевский умер в 1986 году, так и не получив заслуженное звание Героя Советского Союза. Хотелось, чтобы, как и в случае с Александром Ивановичем Маринеско, которому это звание было присвоено посмертно 5 мая 1990 года, справедливость в конце концов восторжествовала", — заключил Куличков.