Испытательный полет Superjet 100 с российским двигателем ПД-8 прошел успешно

Испытательный полет Superjet 100 с российским двигателем ПД-8 прошел успешно
© BFM.RU

Новейшие российские двигатели ПД-8 добрались до испытательных полетов. Первый тест в реальных условиях провели на опытном образце Superjet 100. Полет прошел успешно, сертификацию двигателя запланировали на осень. Полностью импортозамещенный Superjet должен начать испытания в апреле. Эксперты призывают не торопиться — ждали семь лет, и еще подождем.

Superjet 100 пробыл в воздухе 40 минут, достиг скорости 500 киломтеров в час и высоты 3 километра. Это был первый реальный полет «Сухого» с двигателями ПД-8, ранее их запускали только на земле и прогоняли на тестах отдельно. ПД-8, он же «перспективный двигатель» тягой 8 тонн, — показал себя хорошо, заявили летчики-испытатели.

Испытывали «газодинамическую устойчивость двигателей на постоянных и переменных режимах». В «Ростехе» подтвердили, что полетное задание выполнено в полном объеме. Что дальше? А дальше — новые испытания с другими экипажами, говорит старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» Алексей Базеев:

— Испытательные полеты осуществляют специальные люди, прошедшие специальную подготовку. Проводится достаточно серьезная работа: и обучение, и знакомство с самолетом, и знакомство с агрегатами. Есть школа летчиков-испытателей, там они и обучаются. Есть военные, которые занимаются военными машинами, есть гражданские. А потом отдельный экипаж после всего этого назначается на конкретный тип — Superjet с двигателем ПД-8. И есть еще несколько экипажей, которые будут работать, но по своим задачам. Они взлетают и занимаются только, к примеру, топливной системой.

— В полете была проведена оценка газодинамической устойчивости двигателей.

— Это означает, что двигатель работает отлично, испытывалось комплексно, то есть есть компрессор низкого давления, высокого давления. Дальше идет камера сгорания, дальше турбина и выхлопная часть — сопло и прочее.

Ближайший аналог нашего ПД-8 — двигатель совместного предприятия французов и американцев, «дочки» Safran и бывшего подразделения General Electric, под названием CFM56-5 — используется сейчас на Airbus А320. А также двигатель от Pratt & Whitney для самолетов Bombardier. Создание перспективной модели двигателя ПД-8 началось в 2021 году с техпроекта и вышло на летные испытания спустя четыре года. Получение сертификата запланировано на осень — это очень быстрые темпы, говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «На самом деле, для сертификации это очень короткий срок, но возможный. Правда, пока в отечественном, и не только отечественном, но и западном самолетостроении за последнее десятилетие так быстро не было. Сертификация занимала несколько лет. Ускоренная сертификация ни к чему хорошему не приводила. Самый яркий пример — это ускоренная сертификация Boeing MAX, которая шла ускоренными темпами, чтобы догнать ушедший вперед Airbus A320neo, и привела, как мы знаем, к двум катастрофам. У Neo за первые десять лет эксплуатации двигатель дорабатывался, по-моему, восемь раз, и сейчас еще идет доработка двигателя Pratt & Whitney. Если российский двигатель действительно сможет честно выполнять заявленные параметры, это будет очень неплохой двигатель. На фоне конкурентов он очень неплохо смотрится».

Разработку новой версии Sukhoi Superjet 100 с увеличенной долей российских комплектующих анонсировали еще в 2018 году. После 2022 года авиатехники и эксперты начали говорить, что «увеличенную долю» надо превратить в «полное импортозамещение». Хотя достижимость такой цели, понятное дело, ставится под сомнение — слишком уж авиаотрасль глобализирована.

Впрочем, обещают полноценные испытания всех систем в полной сборке — уже апреле. Сорок новых отечественных систем и агрегатов вместо импортных — все, от шасси до авионики. Однако именно двигатели — это сердце самолета, и сердце отечественной разработки, судя по тестам, не барахлит и работает стабильно. Поставки обновленного Superjet на российских двигателях ожидаются в следующем году, хотя сроки переносились: группа «Аэрофлот» ждала первые два самолета еще в конце 2023 года. Но здесь, как говорят авиаэксперты, торопиться нельзя — цена спешки слишком высока.