«Таран» и «Дэви Крокет»: СССР и США решили не доверять начинать "маленькие ядерные войны" комбатам, но полковникам – можно

Есть ли сейчас танки, стреляющие ядерными зарядами? Нет. Неужели конструкторы не сумели создать такие шедевры? Сделали. Но их сгубили междусобойчики политиков. Появление атомных танков привело бы к кардинальным изменениям в мировой политике и, естественно, в тактике и стратегии ведения войн.

«Таран» и «Дэви Крокет»: СССР и США решили не доверять начинать "маленькие ядерные войны" комбатам, но полковникам – можно
© Свободная пресса

Первыми ядерное оружие получили армии и корпуса США. Это – оперативно-тактические ракеты «Сержант», «Капрал», «Редстоун».

Позже получили ядерное оружие дивизии: неуправляемые тактические ракеты «Онест Джон» и «Литтл Джон», управляемые ракеты «Лакросс», а также ядерные боеприпасы к 203-мм и 155-мм гаубицам.

Во второй половине 1950-х годов американские генералы задумались над созданием полковых и батальонных носителей ядерного оружия.

В 1959 году началась разработка ядерных снарядов ближнего боя для танковых частей. Снаряд получил наименование «Шиллейла» («Shillelagh») и индекс MGM-51.

Головным разработчиком снаряда была фирма «Philco Aeronutronic». Ракета должна была запускаться из гладкоствольного танкового орудия калибра 6 дюймов (152,4 мм). Первоначальный вес ракеты составлял 41 кг, но в серийных образцах был снижен до 27 кг. Ракета должна была управляться по радиоканалам, но позже было использовано полуавтоматическое управление по инфракрасному лучу.

Для «Шиллейлы» создали и специальный носитель – лёгкий танк «Шеридан».

Ракета «Шиллейла» проектировалась в двух вариантах – со спецзарядом и кумулятивным противотанковым зарядом. Эффективная дальность стрельбы – до 3 км.

Работы по «Шиллейле» со спецзарядом в США до сих пор засекречены. Можно предположить, что в качестве боевой части для неё использовалось ядерное устройство W-48 мощностью 0,1 кТ. Таким устройством с 1963 года оснащались 155-мм гаубичные снаряды М-454.

С 1966 по 1970 год американцы изготовили 1700 танков «Шеридан».

Малый вес этих танков, чуть более 15 тонн, соблазнил американских генералов использовать их в джунглях Южного Вьетнама. И вот в январе 1969 года «Шериданы» прибыли во Вьетнам. Правда, «Шиллейлу» на всякий случай решили не отправлять и заменили её обычными осколочно-фугасными и шрапнельными снарядами.

Большие потери на минах и от партизанских РПГ-2 и РПГ-7 – дело понятное. Боязнь РПГ заставляла на марше экипажи, кроме механика-водителя, ездить на броне, как десант.

Гильзы для 152-мм снарядов были сделаны сгорающими – и на полигонах в сухих американских пустынях горели, как надо.

А во влажном вьетнамском климате они раздувались и не лезли в казённик. А когда удавалось их таки запихнуть, гильзы не желали гореть или сгорали частично. В этом случае приходилось вылезать за броню и банником выбивать снаряды и заряды.

Во Вьетнаме янки потеряли свыше ста «Шериданов», а в 1978 году эти танки начали снимать с вооружения. И дело тут не только в недостатках «Шериданов» и «Шиллейлы». Но об этом – позже, а пока поговорим о советских аналогах полковых ядерных установок.

В 1968 году в СССР началось проектирование тактических ракетных комплексов «Таран» и «Шиповник» со специальными боевыми частями. Головным разработчиком по ракете было назначено Конструкторское бюро приборостроения (КБП), а по пусковой установке – КБ Ленинградского Кировского завода. Комплекс «Таран» предназначался для танковых, а «Шиповник» – для мотострелковых полков.

Согласно тактико-техническим требованиям, максимальная дальность стрельбы должна была составлять 6-8 км, а минимальная – 1-2 км. Ракета проектировалась в двух вариантах – неуправляемой и с упрощенной схемой коррекции, подобно «Луне-3».

Диаметр (калибр) боевой части 300 мм, вес боевой части 65 кг, мощность заряда 0,1-0,3 кТ. Стартовый вес ракеты около 150 кг. Двигатель твердотопливный. Максимальная скорость полёта 500 м/с.

Пусковая установка комплекса «Таран» размещалась на танке «объект 287», затем на Т-64А. Пусковая установка размещалась в башне, что позволяло получить круговой обстрел. Угол вертикального наведения трубчатой пусковой установки от +10° до +50°. Боекомплект установки 2-3 ракеты. Вес установки с боекомплектом 37 т. Дополнительное вооружение: 10-12 ПТУРС «Таран-1», они запускались из той же трубы, что и ракеты «Таран» со специальной боевой частью.

Дальность стрельбы ракетами «Таран-1» – до 10 км, бронепробиваемость не менее 300 мм при попадании в броню под углом 30° к нормали. Экипаж пусковой установки 3 человека.

Комплекс «Шиповник» для мотострелковых полков создали на базе БМП-1. Пусковая установка ракеты «Таран» размещалась в десантном отделении. Для компенсации сильной отдачи БМП снабжалась двумя опускаемыми сошниками в кормовой части.

Боекомплект 2-3 ракеты. Вес пусковой установки с боекомплектом 12,5 т. Дополнительное вооружение: один 12,7-мм пулемёт с боекомплектом 1000 патронов. Расчёт 2 человека.

В конце 1971 года работы по комплексам «Таран» и «Шиповник» были прекращены.

Ну, а Пентагон параллельно с полковым работал и над батальонным ядерным оружием. Проектирование батальонного комплекса «Дэви Крокет» началось в январе 1957 года в арсенале Пикатинни в Нью-Джерси. После четырёх лет испытаний, в мае 1961 года, комплекс М28/М29 «Дэви Крокет» принят на вооружение.

Система включала в себя два гладкоствольных безоткатных орудия М-28 и М-29 калибром 120 мм и 155 мм, созданных по схеме «уширенная камора».

Оба орудия стреляли одинаковым надкалиберным снарядом М388 с ядерным зарядом W-54 Y1. Калибр боевой части снаряда 279 мм, длина 762 мм, вес 35 кг. Мощность заряда по различным данным составляла от 0,1 до 0,2 кТ – считается, во всяком случае официально, что это самые «миниатюрные» ядерные заряды в истории. С 1961 по 1971 год было изготовлено свыше 2100 ядерных зарядов W-54 Y-1 для системы «Дэви Крокет».

Заряжание производилось с дула. В полёте каплеобразный снаряд стабилизировался четырёхпёрым косо поставленным оперением. Тем не менее рассеивание снаряда было довольно высоко. Так, для М-29 при дальности стрельбы 4 км КВО составляло по американским данным 288 м, а по советским – 340 м.

Безопасное удаление своих войск от места взрыва по американским данным составляло 1 км.

Обе системы разбирались. Лёгкая система М-28 на поле боя переносилась тремя номерами расчёта во вьюках весом около 18 кг. Обе системы стреляли с треноги и с джипа. При стрельбе с джипа с задней части кузова откидывалась опорная рама с сошниками. Система имела оптический прицел. Лёгкое орудие снабжалось 20-мм пристрелочным автоматом.

Кроме того, тяжёлое орудие М-29 устанавливалось на гусеничном бронетранспортере М113. Обе системы могли сбрасываться с парашютом.

На вооружение системы М-28 и М-29 были приняты в 1961 году. 7 и 17 июля 1962 года на полигоне в Неваде из орудия «Дэви Крокет» произвели пуск снарядов со спецзарядами.

В 1962 году орудия «Дэви Крокет» были размещены в Западной Европе. Ими вооружались «манёвренные батальоны» пехотных и танковых дивизий (по 20 пусковых установок) и воздушно-десантные батальоны.

Кроме того, комплекс «Дэви Крокет» отправили в 8-ю армию на Тихоокеанский театр, в частности, они базировались в Южной Корее. С вооружения снимать комплекс «Дэви Крокет» и снаряд М388 начали в 1967 году, а закончили в 1971 году.

Обратим внимание на дату окончания эксплуатации и проектирования батальонных и полковых носителей ядерного оружия в США и СССР – 1971 год. Есть все основания полагать, что именно в этом году обе сверхдержавы заключили секретный до сих пор договор, не допускавший спуск ядерного оружия ниже дивизионного звена.