Корреспонденты ТАСС в канун Рождества поговорили с героями спецоперации и обычными россиянами, которые помогают военнослужащим, и узнали, чего больше всего ждут на линии боевого соприкосновения, и почему на фронте всегда есть место теплым воспоминаниям.
Письма с фронта и на фронт — не новая традиция. Писали солдатам и в период Первой мировой войны, и в Великую Отечественную. Фронтовые "треугольники" в 1941-1945 годах и вовсе стали особым социокультурным явлением — в них делились глубокими размышлениями о жизни и смерти, делали фронтовые зарисовки, рассказывали истории из жизни, как в личном дневнике, их иллюстрировали рисунками, оживляли тексты стихами, вкладывали фотографии. В ту пору, в общем-то, это было едва ли не единственным средством коммуникации.
Однако сейчас, на пике развития информационных технологий, дети и взрослые продолжают писать письма бойцам специальной военной операции. Участники СВО хранят все подарки и тексты, что им присылают школьники со всей страны и берегут, складывая в нагрудные карманы. Ведь в цифровую эпоху для экипированного по последнему слову техники бойца написанное от руки письмо становится своего рода эмоциональным артефактом — в него он вкладывает смысл, а иногда и наделяет некоторыми мистическими свойствами, как оберег.
Солдаты сами называют такие бандерольки "вторым бронежилетом". Нередки и истории, когда осколок попадал в военнослужащего, но застревал в письме или иконке — они и останавливали поражающий элемент. Такие письма помогают найти мотивацию, а иногда становятся и причиной исцеления.
Исцеляющие свойства письма
Таким случаем с ТАСС поделился Герой России, участник программы "Время героев" Николай Соколов. "В первые месяцы специальной военной операции я получил запреградную травму. Несколько пуль попали в бронежилет и сломали мне ребра. Я не стал эвакуироваться, не хотел оставлять своих ребят, решил потерпеть месяц-другой", — делился он в разговоре. Впоследствии он все равно попал в госпиталь с закрытой черепно-мозговой травмой.
Тогда Соколов очень переживал, что его "способности защищать Родину иссякли". Но врачи в госпитале смогли создать такую обстановку, что негативные мысли отступили, а процесс восстановления ускорился. Одной из вещей, которая помогла также пойти на поправку, стали детские письма и открытки, которые передавали волонтеры. "Это очень трогательно и очень приятно. Эти письма дают тебе дополнительную мотивацию, и помогают избавиться от страха. Несколько писем до сих пор лежат в моем бронежилете", — поделился он.
И когда было страшно в бою, от этого состояния спасала мысль о том, что на гражданке сейчас дети, бабушки и дедушки, обычные люди, которые живут своей мирной жизнью. "А когда приезжал в отпуск, да и сейчас, когда вижу людей на улице, осознаю, что лишения, которые, переносил я и мои товарищи, это все для того, чтобы у людей была полноценная, спокойная жизнь", — поделился он.
Мотивация двигаться дальше
Герой России майор Игорь Юргин, участник программы "Время героев", тоже считает, что письма являются вторым бронежилетом для солдат. На своем опыте он столкнулся с тем, как письма дают мотивацию.
Он рассказывал ТАСС, что, удерживая населенный пункт, вместе с группой оказался в окружении. Когда противник начал заходить в село, то пути оказались отрезаны. Было понятно, что выхода нет.
"Начал все переворачивать в жизни. А у меня в целлофановом пакетике с собой всегда были иконки, письма детские, сувениры от ребят. Начинаю рассматривать все, читаю письма и понимаю, что нет, я не могу просто так сдаться. Надо что-то делать", — рассказал Юргин.
Тогда он на электронном носителе нашел брешь в окружении, и так "потихонечку вышли".
Трепетное отношение
Письма от детей, рассказал ТАСС военный медик подразделения 374-го отдельного стрелкового батальона группировки "Восток" с позывным Санта, приходят регулярно, часто их привозят с гуманитарной помощью. Бойцы благодарны за каждое сообщение, открытку, добрые слова. Нередко случается, что именно письма открывают бойцы в первую очередь, чтобы быстрее их прочитать.
Одно из писем, которое получал сам Санта, запомнилось ему гораздо больше остальных. Самодельная открытка от девочки Веры с кусочком фиолетовой ткани, пропитанной маслом лаванды и подписью: "Мы все тебя очень ждем! С Новым годом. Я знаю, у вас все получится!" — и на соседней стороне подпись "Расслабься и вдохни".
"Это письмо до сих пор со мной, хотя уже и не пахнет. Но я вспоминаю его запах каждый раз, когда открываю его", — рассказал Санта.
Кто пишет письма
Авторы таких открыток и сообщений — дети, которые искренне ждут каждого бойца, который их защищает, пусть и не знают их лично. Случается, что автор открытки и адресат могут даже познакомиться. Волонтер Светлана поведала ТАСС такую историю.
Ее дочери-близняшки Диана и Милана — ученицы второго класса. В 2023 году девочки написали письма бойцам и отправили их вместе с гуманитарной помощью. Судьба письма Дианы до сих пор неизвестна, а вот сообщение Миланы попало в руки к бойцу Курбану. "Мы о таком приключении нашего письма даже не догадывались", — отметила Светлана.
Уже в сентябре 2024 года военнослужащий лично приехал в школу к девочке, чтобы поблагодарить ее за поддержку. В сентябре Светлане позвонил муж и сообщил о том, что боец хочет лично пообщаться с автором письма. Женщина отпросилась с работы, параллельно договорилась с классным руководителем, а та — с директором школы, чтобы Курбана пропустили. Время было ограничено, ведь тем же вечером он возвращался обратно в зону СВО.
"Он приехал не один, а со своим сынишкой", — отметила Светлана. Сам Курбан передал ей букетик из белых роз, а его сын — плюшевую игрушку от 177 полка морской пехоты. Боец рассказал, что письмо от девочки получил, но не ответил. "Знаешь почему? — риторически спросил он, наклонившись к ней из-за разницы в росте. — Потому что сам захотел с тобой познакомиться".
"Я получил письмо и никому его не отдал. Сам, наверное, раз 100 его прочитал. Оно очень сильно меня согревало, и друзей, и братьев по оружию — всех, кто защищает ваш мир", — поделился он. Курбан рассказал, что уже после получения письма от девочки стал командиром роты, и это, конечно, по его словам, именно благодаря письму. Милана же была так растеряна, что даже не могла понять, что происходит. Но потом, когда одноклассники начали расспрашивать ее о подробностях, то успокоилась и даже начала гордиться своим поступком.
Сейчас и Милана, и Диана репетируют — на новогодних каникулах девочки хотят записать для бойцов видеооткрытку с песней. И о путешествии этого письма непременно расскажут.
Взгляд со стороны
Письма часто приезжают к бойцам на передовую вместе с группами фронтовых артистов. Исполнители Центрального дома Российской армии отметили в разговоре с ТАСС, что парни, получающие посылки, реагируют очень тепло. "Они этого не ожидают, потому что мы раздаем их в конце концерта, после финальной песни", — рассказала художественный руководитель концертного ансамбля Ксения Белова.
Ребята создают невероятно красивые открытки из обычных листочков А4 — рисунки обрамляют цветными тканями, посыпают блестками, они пишут в них молитвы или строчки из песен, личные пожелания. "Бойцы в шоке, они не ожидают. Мы раздаем им по несколько штук — ребята читают сами, обмениваются между собой, чтобы почитали товарищи", — вспомнила она. Кто-то из бойцов улыбается, кто-то сильно смущается, а некоторые так растроганы, что даже могут и заплакать.
Но вместе с обычными письмами бойцам присылают и подарки — сувениры, вязаные шапочки и носочки. Они вызывают особенный отклик у защитников — кофточки и шапочки военнослужащие стараются сразу надеть, прячут носочки и варежки в свои карманы. "Один из бойцов, который нас провожал после концерта за ленточкой, шел с подаренными варежками. Сказал: "Это мое", — и спрятал во внутренний карман куртки", — поделилась Белова.
Артист-вокалист ансамбля ЦДРА Иван Орлов отметил, что бойцы практически сразу начинают открывать и читать письма, еще до завершения концерта — и все эмоции на лице. "Очень запоминается, как взрослых мужиков пробивает на слезу", — обратил внимание молодой человек.
А бывает и такое, что во время концерта бойцы уходят в себя — опустив голову, думают о своем, изредка стучат ногой в такт, и как бы музыканты не пытались отвлечь — могут весь концерт и не смотреть. "Почему-то такие солдаты всегда садятся на первые ряды", — пожал плечами артист-вокалист Никита Гурьев.
"Но, когда отдаешь им письма и подарки — они на глазах расцветают. Это очень приятно видеть, на душе становится легче", — подытожил он.
Софья Савитская