Ледники Гренландии скрывают большие американские секреты

Президент Трамп собрался покупать Гренландию, но и он, и американская пресса помалкивают о восьмидесяти с лишним годах секретной истории ледяного острова.

Ледники Гренландии скрывают большие американские секреты
© Свободная пресса

9 января 1941 года госдепартамент США заявил, что американские войска не собираются оккупировать Гренландию. Это заявление на следующий день было опубликовано в «Правде». А тем временем послу Дании в Вашингтоне Хенрику Кауфману дали хорошую взятку, и тот 9 апреля 1941 года подарил США Гренландию, подписав договор «О совместной обороне Гренландии».

Правительство в Копенгагене объявило сей договор юридически ничтожным, а самого Хенрика обвинило в государственной измене. На это в госдепартаменте даже внимания не обратили. (Эх! Продаст наш посол в США Сибирь – и что делать будем?!)

В Гренландии янки построили 17 военных баз. На них дислоцировалось в три раза больше солдат, чем было жителей в самой Гренландии.

Разумеется, самым важным для США были базы. Но в Вашингтоне хорошо знали, что хоть 86% острова покрыты толстым слоем льда, в прибрежных районах сосредоточены сказочные богатства – золото, медь, цинк, молибден, свинец и др. Но главное – это огромные запасы криолита – редкого минерала, необходимого для производства алюминия.

Большие запасы криолита были в Западной Гренландии в Ивиттууте. Ещё в 1940 году под видом рабочих туда проникли военнослужащие береговой охраны США и захватили рудники. Американцы – деловые ребята, и к 1986 году запасы криолита в Ивиттууте были полностью исчерпаны.

В 1950 году американцы приступили к строительству авиабазы Туле. Это самая северная авиабаза США, она находится в 1118 км к северу от Полярного круга и в 1524 км от Северного полюса.

На территории базы ранее находились эскимосские посёлки Уумманнак и Питуффик, население которых в связи с постройкой базы к 1953 году переселили в город Каанаак.

Забавно, что только в 1951 году парламент Дании ратифицировал «липовый» договор 1941 года, подписанный послом Хенриком Кауфманом.

Строительство базы в Туле обошлось в 1,9 млрд. долларов по ценам 1953 года. В эту сумму вошли стоимость самого аэродрома, складов, станций РЛС и городка на 15 тысяч жителей. Отдельными статьями шло финансирования размещения систем ПВО: истребителей-перехватчиков F-102 и зенитных ракет. Первоначально это были 4 батареи (32 пусковые установки) ЗУР «Найк-Аякс», а в начале 1960-х годов их заменили на «Найк-Геркулес». Причём, последние все были оснащены боевыми частями с ядерными зарядами W-31 мощностью 2 килотонны.

С 1954 года на Аляске на авиабазе Эйлсен стали базироваться 10-моторные стратегические бомбардировщики В-36D, а в 1955 году они появились и на авиабазе Туле. Формально Туле и Эйлсен были «аэродромами подскока», но фактически стратегические бомбардировщики находились там неделями, а то и месяцами.

В начале февраля 1956 года президент Эйзенхауэр одобрил операцию «Хоумран» («Путь домой»). Для её проведения на авиабазе Туле сформировали специальное авиационное соединение в составе стратегических бомбардировщиков в разведывательном варианте: пяти RB-47H и шестнадцати RВ-47Е, а также 28 самолётов-заправщиков КС-97.

В ходе операции «Хоумран» за семь недель американцы провели 156 разведывательных вылетов вблизи и над территорией СССР. Так, 6 мая 1956 года шесть RВ-47Е прошли над Амбарчиком до Анадыря и обратно. 15 мая 1956 года последовал официальные протест Москвы. Но, как обычно, Вашингтон в ответной ноте сослался на «ошибки пилотов в сложных погодных условиях Арктики».

В 1960-х годах Туле как аэродром подскока стали использовать 8-моторные стратегические бомбардировщики В-52. 21 января 1968 года в 16 ч. 45 мин. по местному времени в семи милях к югу от базы Туле разбился стратегический бомбардировщик B-52 с термоядерными бомбами на борту, что привело к радиоактивному заражению большой территории. Из четырех водородных бомб В-28F1 мощностью в 1,45 мегатонны три были найдены, а одна до сих пор лежит где-то на дне пролива Смита.

В конце 1950-х годов Пентагон решил разместить в Гренландии баллистические ракеты. В 1960 году Армейским Инженерным Исследовательским Центром (АИНЦ) был разработан проект «Ледяной червь» (англ. Project Iceworm) по размещению сети мобильных ядерных ракетных стартовых площадок под ледяным щитом острова Гренландия.

АИНЦ предложил вырыть подо льдом сеть тоннелей: прокопать траншеи, перекрыть арочными куполами, дальше об укрытии позаботится сама природа Гренландии, укрыв их снегом и льдом.

Туннели должны были соединить стартовые площадки ракет средней дальности, которые предполагалось размещать на расстояниях 6,5 км друг от друга. Общая длина запланированных тоннелей должна была составить около четырех тысяч километров. На базе планировалось разместить 600 ракет типа «Айсмен».

Ракета «Айсмен» разрабатывалась на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен»: дальность полёта уменьшена с 10 тыс. км до 6,1 тыс. км, боеголовка мощностью 2,4 мегатонн. Стартовые площадки должны были быть соединены между собой железнодорожными путями.

Весной 1959 года начались работы по выбору места, и уже в июне в 150 милях от Туле началось строительство базы Кэмп-Сенчури, располагавшейся, согласно проекту, подо льдом.

Спустя год после начала строительства, в июле 1960 года, в Кэмп-Сенчури был доставлен малогабаритный 400-тонный атомный реактор PM-2A. В Туле он прибыл на борту судна, в порту его перегрузили на трейлер, а затем на сани, которые до Кэмп-Сенчури тащила пара гусеничных тягачей.

Установка, сборка и настройка системы заняла 77 дней, после чего реактор дал первый ток, выйдя на проектную мощность в марте 1961 года и проработав в общей сложности 33 месяца, исключая простои на время обслуживания. Пиковое энергопотребление лагеря не превышало 500 КВт в час, что составляло лишь 30 процентов от возможностей реактора. За время работы реакторы было выработано 178 тонн радиоактивной воды, которую выливали прямо на ледовую шапку острова.

Строительство центральной части базы завершилось в октябре 1960 года, после этого там круглогодично проживало до 200 человек. Затраты на возведение составили 7,92 млн. долларов, из которых 5,7 млн приходились на атомный реактор (в ценах 1960 года).

Однако «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В середине 1960-х годов выяснилось, что перемещение ледников внутри ледяного щита идёт намного интенсивнее, чем ожидалось при планировании, и разрушение возведённых во льду объектов наступало приблизительно через два года после завершения строительства.

В итоге эксплуатация объекта была прекращена в 1967 году. Остатки его сооружений и отходы, включая радиоактивные, оставлены на месте, поскольку предполагалось, что они будут навечно погребены под слоем снега. Однако исследования 2016 года показали, что эта часть гренландского ледяного щита может растаять к концу столетия, и тогда остатки инфраструктуры и оставшиеся биологические, химические и радиоактивные отходы попадут в окружающую среду.

Тем не менее, авиабаза в Туле существует до сих пор. Там по-прежнему садятся стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту. По-прежнему в качестве элемента ПРО функционирует РЛС AN/FRS-132, способная обнаруживать МБР на дистанции 5 тысяч километров.

В декабре 2024 года избранный президент Дональд Трамп назвал «абсолютной необходимостью для США владеть Гренландией». Зачем?

Понятно, что в случае покупки Гренландии престиж Трампа взлетит до небес. США нуждаются в ископаемых Гренландии, тем более что в 2021 году местные власти из экологических соображений запретили иностранным компаниям вести добычу полезных ископаемых. Вполне вероятно размещение на территории Гренландии комплексов антиракет, подобно тому, как это было сделано на Аляске. А главное использование Гренландии – в качестве плацдарма для захвата Русского сектора Арктики.