Расследование «СП». На европейском довольствии: что получит Киев, если Вашингтон приостановит военную помощь

В январе нового года спецпредставитель вновь избранного президента США Кит Келлог посетит Киев и ряд европейских стран. Как отмечают западные СМИ, ожидать каких-то прорывных решений от вояжа посланника пока не стоит. Он едет оценивать ситуацию.

Расследование «СП». На европейском довольствии: что получит Киев, если Вашингтон приостановит военную помощь
© Свободная пресса

Но во время визита спецпредставителя, как ожидается, будет озвучено первое решение нового американского лидера. Работа по поставкам вооружения Киеву в формате «Раммштайн» перейдет от США к НАТО. Фактически – к странам Европы.

Поэтому их руководители уже начали готовиться к худшему – Штаты постепенно свернут всю военную помощь. В частности, в альянсе уже сформирована новая миссия – «Поддержка и обучение НАТО для Украины» (NSATU).

Информация о том, что Брюссель готовится самостоятельно помогать Киеву, появилась еще весной нынешнего годами на фоне прогнозов, что команда Джо Байдена будет стремительно терять свои позиции. К осени некий европейский интегрированный план был разработан. Но евробюрократия отчаянно тянет с его запуском, понимая, что от ЕС потребуются серьезные финансовые вложения. А экономическая ситуация в сообществе не то чтобы очень хорошая.

Попробуем разобраться, как Брюссель будет снабжать Украину. На какие системы вооружения и военной техники (ВВТ) и в каком количестве может рассчитывать хунта.

Не в свои «Сани»

Что, несомненно, Европа сможет поставлять Киеву в большом количестве, так это легкое пехотное вооружение и боеприпасы к нему. Фактически, сейчас вооруженные формирования Украины (ВФУ) массово переходят на западное стрелковое оружие.

До начала СВО автоматы и пулеметы ВФУ были под советские/российские боеприпасы калибра 7,62 и 5,45. Но уже к осени 2022-го НАТО и США начали активно поставлять Украине стрелковку под свой штатный патрон. К этому времени у Киева уже начался боеприпасный кризис. ВС РФ выбили большую часть складов, а также предприятий по производству патронов.

Еще более интересная ситуация сложилась с гранатометами РПГ-7. Запас таких изделий у ВФУ был крайне ограничен. До начала СВО Киев пытался наладить выпуск аналогов «семерки», но не смог. В результате уже через полгода с начала боев ситуация с гранатометами стала для ВФУ близкой к критической.

И Пентагон начал массово передавать Киеву свои нелицензионные копии РПГ-7 – PSRL-1. Позже стартовали масштабные поставки 84-мм шведских РПГ семейства «Карл Густав».

Похожая ситуация сложилась и с советскими минометами калибров 82 и 120 мм. Сейчас они также массово заменены на европейские аналоги. Причем основным поставщиком стала Болгария, которая производит нелицензионную версию советского 2Б11 «Сани» под обозначением ЕМ-120.

Объемы поставки Киеву пехотного вооружения не станут особой трудностью для Евросоюза. Речь может идти о тысячах штурмовых винтовок и пулеметов и сотнях гранатометов в месяц. Также у европейцев нет сложностей с выпуском боеприпасов для стрелковки. Уже сейчас объемы поставок доходят до сотен тысяч.

Гранаты не той системы

Но снабжение Киева тяжелым пехотным оружием становится для Брюсселя проблемой.

Начнем с автоматических гранатометов и тяжелых пулеметов. Выпуск такой продукции в Европе крайне ограничен. Так, до недавнего времени Украине поставлялись 12,7-мм пулеметы М2 «Браунинг». Но эти изделия были не вновь выпущенными, а шли со складов. Европейские запасы быстро истощились, и теперь крупнокалиберные пулеметы поставляют только США. В ЕС даже нет линий по их производству.

Не лучше ситуация и с автоматическими гранатометами. Немецкая «Хеклер-Кох» (Heckler & Koch) делает вполне современные гранатометы GMG. Но эти изделия были разработаны по заказу Пентагона и сейчас выпускаются в интересах ВС США. За производство отвечают американские заводы немецкого концерна.

Берлин смог поставить Киеву ограниченное количество GMG и только в составе вооружения бронетехники. Остальные же партии этих гранатометов передавали американцы. Поэтому, если Вашингтон прекратит поставки вооружения, украинские боевики, скорее всего, больше не увидят GMG, несмотря на его немецкие корни.

Но самая тяжелая задача для ЕС – выпуск противотанковых ракетных комплексов. До 1990-х европейские страны могли похвастаться современными и передовыми ПТУРами семейств HOT, Milan, Eryx и т.п. Но к настоящему времени линии по их производству прекратили выпуск продукции.

Почти все свои запасы противотанковых ракет Европа отдала сначала сирийским боевикам, потом отрядам курдов, а что осталось – Украине. Первые поставки таких систем вооружения Киеву начались еще летом 2022-го. И уже на форуме «Армия -2022» были представлены трофейные ПТРК Milan.

В настоящее время основные противотанковые комплексы европейских армий – израильские изделия семейства Spike. В чуть меньшем количестве присутствуют американские Javelin и более старые TOW. Попытаться поставить «Спайки» реэкспортом европейцы пытались неоднократно.

В частности, большую активность проявляли страны Прибалтики. Но Израиль на такие сомнительные действия не пошел.

Единственной надеждой Киева может стать перезапуск производства шведских ПТУРов RBS-56 BILL 2. Такие изделия уже засветились в боях на Украине еще в 2023-м. По крайней мере, у шведского «Бофорса» еще остаются мощности под их производство, хотя и довольно ограниченные.

Консервы для просроченного

Если обратиться к авторитетным справочникам вооружения, то на складах хранения европейских стран находятся несколько тысяч танков, бронетранспортеров и БМП. Но сколькими из них готова пожертвовать Европа?

Нужно понимать, что всё это изделия, выпущенные в 1970-80-е. Больше двух десятков лет хранения не пошли на пользу технике. Поэтому необходимы линии по их расконсервации, восстановлению и модернизации. А самые свежие запасы европейцы уже отдали.

К примеру, Киеву отгрузили несколько сотен бронетранспортеров М-113. И если в 2023-м эти машины были чуть ли основной техникой пехоты ВФУ, сейчас они встречаются в единичных экземплярах.

Между тем план по передаче Киеву в 2025 г. тяжелой техники уже утвержден. Он не озвучивался официально, но его легко рассчитать, исходя из реорганизации украинских вооруженных формирований. Так, до весны наступающего года в ВФУ должны появиться четыре тяжелые бригады. По штату – по два мотопехотных батальона и два танковых в каждой. Одна бригада будет сформирована с нуля, три создаются на базе существующих воинских частей. Причем последние раздадут свою технику другим бригадам и получат новое вооружение.

В трех ротах танкового батальона тяжелой бригады от 30 до 50 единиц брони по штату. Итого, Киев должен получить от 360 до 600 танков. Вычитаем 49 «Абрамсов», которые поставит Австралия. Оставшееся должны передать европейцы.

Скорее всего, Киев получит примерно 50-60 танков «Леопард-2» различных модификаций, в том числе выпущенных по лицензии. Остальное будут добивать более старыми «Леопард-1». Но для запуска такой программы нужны серьезные финансовые вливания.

Более сложная ситуация с БМП и бронетранспортерами. В Европе такие изделия фактически не производились. Из того, что есть в запасах, Киеву может обломиться чуть больше сотни БМП и БТР семейств «Мардер», АМХ-10Р, а также новых шведских СV-90 и старых Pbv 301/302. Большими запасами Европа не располагает. Поэтому украинской мотопехоте придется довольствоваться, в основном, бронеавтомобилями.

Чуть лучше ситуация со ствольной артиллерией. В 2025-м Киев получит не менее трех батарей французских гаубиц «Цезарь» и примерно столько же шведских «Арчер».

Между тем, ФРГ пока не реанимировали линию по выпуск гаубиц PzH2000. И перспективы возобновления производства достаточно туманны.

С чем в Европе нет проблем, так это с системами ПВО. Такие изделия производятся в ФРГ, Франции, Италии, Норвегии. Причем именно начало СВО позволило запустить линии по производству зенитных систем IRIS и SAMP. Здесь вопрос только в деньгах. При отсутствии дополнительного финансирования, ЕС сможет передать Киеву по два дивизиона каждой ЗРС.

План-капкан

Итак, мы примерно понимаем, что есть у Европы. А теперь спрогнозируем, как же будет реализован план самостоятельных поставок вооружения Киеву. В его основе – полная конфискация замороженных активов России.

Большая их часть пойдет на запуск нескольких предприятий, которые займутся снятием с консервации, ремонтом и модернизацией бронетехники. Оставшаяся сумма – на выпуск ЗРС и ракет для них.

При этом надо понимать, что Европа, даже с конфискацией наших активов, сможет передать Киеву весьма ограниченный набор ВВТ. В частности, у европейцев нет РСЗО собственной разработки, а США однозначно запретят реэкспорт своих. В ЕС нет производств инженерной техники, систем по ремонту ВВТ и т.д.

Но при всём при том объемы европейских поставок еще на некоторое время продлят агонию Украины.