Глава Генштаба РБ Муравейко: Запуск "Орешника" - знак, что с Россией шутки плохи
Вопрос безопасности сегодня - важнейший. Это прекрасно понимают в Беларуси и России. Складывающаяся вокруг военно-политическая обстановка требует принятия адекватных вызовам и угрозам мер реагирования. Каких? Об этом разговор с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси генерал-майором Павлом Муравейко.
Какова сейчас ситуация у наших границ и чем вызвана необходимость создания надежных механизмов безопасности?
Павел Муравейко: Сегодня международная система обеспечения безопасности, к сожалению, работает недостаточно эффективно. Это одно из оснований, которые формируют современные риски, вызовы и угрозы. На этот фон накладываются такие проявления военно-политического характера, как развертывание группировок войск НАТО и США вблизи наших границ. Активная милитаризация экономики и вообще соседних стран. Дополнительное появление воинских контингентов. Создание системы логистики по доставке в Европу, а фактически к нашим границам, группировок войск, вооружения военной и специальной техники. Одно только то, что военный бюджет Польши в текущем году превысил 3 процента от ВВП и фактически превзошел все мыслимые и немыслимые требования государств - членов НАТО по обеспечению якобы безопасности, говорит о том, что милитаризация набирает большие обороты. Кроме того, идет активное развитие и интенсификация мероприятий оперативной и боевой подготовки.
В рамках Союзного государства, Организации Договора о коллективной безопасности Беларусь и Россия совместно строят системуколлективной обороны
Проводятся масштабнейшие учения, перемещаются группировки войск, отрабатываются вопросы высадки десанта, форсирования водных преград. Это все те аспекты, которые носят исключительно наступательный характер.
Планы сопредельных стран по развитию национальных вооруженных сил тоже впечатляют. Польша заявила, что готовится развернуть свои вооруженные силы до численности 300 тысяч человек. Также активно закупается американское, корейское вооружение. И это не оборонительные системы, а реактивные системы залпового огня, боевые вертолеты, боевые танки. Причем в таком количестве, которое позволяет создать не один танковый батальон и не одну группировку, способную наносить удары.
Все это в том числе на фоне украинского конфликта. Это сегодня главный триггер и главное место формирования вызовов и угроз, которые влияют на расстановку военно-политических сил, создание тех или иных средств противодействия и принятие решений. Кроме того, те политически, я бы сказал, безответственные решения, которые позволяют сегодня украинцам применять по территории России дальнобойные западные системы, использовать минное оружие… Это ведет лишь к эскалации обстановки и не способствует упрочению мира и безопасности.
Как реагируем?
Павел Муравейко: Конечно, мы готовим Вооруженные Силы и военную организацию Беларуси в целом противодействовать подобным вызовам и угрозам. Проводим совместные с Россией тренировки, учения. Оснащаем армию самым современным оружием, в том числе отечественного производства. Мы вышли на новый комплекс "Полонез-М" с более масштабной дальностью нанесения соответствующих ударов, получили современные самолеты Су-30СМ и вертолеты Ми-35, модернизируем бронетанковое вооружение, развиваем систему противовоздушной обороны. Сегодня у нас в арсенале комплексы С-400, С-300, новые комплексы Тор-М2 и другие. Это все осваивается и четко эксплуатируется нашими военнослужащими. Кроме того, очень серьезно усовершенствовали нормативно-правовую базу, которая обеспечивает и координирует вопросы военной и в целом национальной безопасности. Мы готовы ответить на любой выпад и любой вызов. В Беларуси есть все для того, чтобы спокойно жить и развиваться.
Западники формируют международную, межнациональную армию, когда армии стран коалиции подгоняют под единые натовские стандарты. А что у нас с союзниками?
Павел Муравейко: Сегодня мы активно взаимодействуем с нашим стратегическим союзником - Россией. У нас совместная региональная группировка войск, единая школа подготовки и единое вооружение. Мы считываем накопленный опыт ведения боевых действий в современных военных конфликтах. Российская армия - воюющая армия. Скажу без стеснений, что это самая мощная и самая сильная армия в мире, противостоять которой сейчас вряд ли найдется сила. И это наш союзник, это наши ребята, с которыми мы взаимодействуем, обмениваемся опытом. У нас фактически единые документы, единые взгляды и единые подходы.
Второе направление - Организация Договора о коллективной безопасности. Мы также совместно строим систему коллективной обороны. У нас создана система ПВО, единая система обмена информацией, разрабатываются планы проведения совместных мероприятий по подготовке сил и средств, разведки, материально-технического обеспечения, РХБ-защиты. Проводятся учения коллективных сил оперативного реагирования.
Ну и третий аспект - мы активно взаимодействуем, к примеру, с нашими китайскими стратегическими друзьями, со странами Ближнего Востока, изучаем опыт наших сербских братьев по ведению тех или иных действий. У нас действительно гибкая система, позволяющая адаптироваться под современные реалии. И то, что сегодня создано в системе подготовки белорусских Вооруженных Сил в рамках ВС государств - участников Союзного государства, ОДКБ, - это единые стандарты, единые подходы, мысли и взгляды, единая система подготовки.
Запуск "Орешника" - это демонстрация возможностей, предупредительный выстрел вверх?
Павел Муравейко: Это, скажем так, жест доброй воли и посыл о том, что не надо шутить с Россией. За последние несколько лет российский оборонно-промышленный комплекс сделал гигантские шаги вперед. Сегодня новых образцов вооружения и техники в России очень много. И показ "Орешника" - всего лишь демонстрация своих возможностей. Причем в обычном снаряжении, без использования каких-либо специфических элементов.
Вспомнился один исторический факт. Когда-то Франция стремилась вступить в НАТО и фактически была уже там. Де Голля пригласили в Советский Союз на военное учение, где отрабатывались возможности высадки десанта, нанесение мощнейших огневых ударов... И вот, поприсутствовав на таком мероприятии, он задал Генеральному секретарю компартии СССР вопрос: мол, так и во Франции может быть, что раз - и десантники уже захватили необходимый плацдарм, идут мощнейшие ракетные корабли, которые готовы наносить удары?.. В общем, после этого де Голль вышел из военной части блока НАТО и остался только в политической. Так вот, Россия намекает, что не надо шутить со страной, пережившей не одну войну и вынесшей на своих плечах те тяготы, которые далеко не каждому под силу. Русский народ - это спокойный толерантный народ, но злить его не надо и не надо ставить условия. На каждую провокацию, неадекватное действие будет ответ.
В данном случае такое оружие у союзников - это еще и гарантия безопасности для Беларуси.
Павел Муравейко: Это, скажем так, зонтик, который нас тоже прикрывает. Мы стратегический союзник Российской Федерации. Есть договор о гарантиях безопасности, где четко прописаны механизмы обеспечения безопасности Беларуси и роли в этом России.
Во время конфликта в Украине в инфополе развелось много "экспертов", которые ничего не понимают в военном деле, в политике, однако настойчиво и объемно заполняют повестку, "объясняют" происходящее населению и даже поучают военных, командиров, как надо…
Павел Муравейко: В этом случае речь нужно вести о создании или воспитании в нашем обществе чувства медийной грамотности, информационной гигиены и так далее. Лекарство здесь только одно: читать и смотреть официальные источники информации, экспертов, имеющих богатый опыт. А не тех, которые только появились под определенные задачи и подают информацию однобоко, не давая человеку самому сделать выводы. А государственные СМИ отвечают на все вопросы, как правило, дают информацию полно и достоверно, причем имея доступ к тем вещам, к которым у диванных специалистов доступа нет. Так что нам, как военным, приходится читать разные советы и прочее, однако, как говорится, собака лает, а караван идет.