Без срока давности: всем преступлениям киевского режима дадут оценку
Доклад Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов «Массовый расстрел вооруженными силами Украины мирных жителей города Селидово» представили широкой общественности 17 декабря. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, посол по особым поручениям МИД Родион Мирошник и член Общественной палаты РФ Максим Григорьев обсудили собранные доказательства и рассказали о происходившем на территориях, освобожденных от вооруженных сил Украины.
Истребляли всех
Согласно показаниям свидетелей, резня гражданского населения осуществлялась ВСУ при отступлении, начиная с 22 октября. Людей расстреливали на улицах, в частных и многоквартирных домах. У некоторых пострадавших на их глазах убивали членов их семьи или соседей. В некоторых случаях после убийства тела расстрелянных сжигали. Украинские военнослужащие требовали открывать двери в подъезды и квартиры, и если жители так делали, их расстреливали. Об этом рассказано в докладе, представленном 17 декабря председателем трибунала Максимом Григорьевым.
По его словам, с 2022 года для документирования преступлений ВСУ ими опрошено более тысячи человек. После освобождения Селидово их встретил почти вымершим.
«Улицы были усеяны телами расстрелянных мирных граждан, — отметил Григорьев. — Стреляли в голову и в упор. Не жалели никого. Убивали всех, кто попадался на глаза».
Эти преступления попадают в категорию военных преступлений и не имеют срока давности, отметили собравшиеся.
Геноцид 2.0
О том, что западные институты по правам человека, долго отказывавшиеся видеть правду о происходящем и признавать геноцид русскоязычного населения на территориях Украины и Донбасса, нехотя начинают открывать глаза на происходящее, рассказали Татьяна Москалькова и Родион Мирошник. По их словам, коллективный Запад не хочет признавать, что все это делается при их непосредственном участии и с использованием предоставленного ими вооружения. Точно так же, как пропускается мимо ушей участие в этих карательных операциях иностранных наемников, в том числе из стран «европейского сада».
Но понятию геноцида характеристика была дана еще в годы Второй мировой войны: действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой. Сейчас это определение по-прежнему хорошо описывает действия неонацистов на Украине.
Омбудсмен рассказала, что еще до прихода российских войск ВСУ насильно вывезли из Селидова на территорию Украины детей. Желающим уехать подальше от боев представлялась дорога только в сторону Украины. Всех оставшихся в городе неонацисты объявили русскими.
«Отходили 21 октября, когда никаких боевых действий уже не было. Шли военные без опознавательных знаков и, увидев мирных жителей, открывали по ним огонь: тут наших нема», — процитировала Москалькова выдержку из свидетельства выжившего очевидца.
Слабый бьет исподтишка
С 2014 года в Донбассе погибли 9452 человека, из которых 245 — дети, и это только официальные данные, рассказала уполномоченный по правам человека в Донецкой Народной Республике Дарья Морозова. Тысячи людей, детей были ранены. На территории не выдавались паспорта, свидетельства о рождении, смерти, людям отказывали в социальной поддержке.
И начало специальной военной операции в 2022 году стало шансом на жизнь для жителей этой территории, уверена она.
По словам члена Общественной палаты РФ Армена Гаспаряна, глядя на хронику, собранную Международным общественным трибуналом по преступлениям украинских неонацистов, у него перед глазами как будто идет фильм времен Великой Отечественной войны: «Когда фашисты врываются в город и расстреливают всех подряд. А здесь действительно были настоящие современные фашисты, и эти факты обязательно должны быть опубликованы, отправлены в международные правозащитные организации».
К этому привыкнуть нельзя, сказала директор Комитета семей воинов Отечества ДНР Анжелика Байрачная. Даже если ты живешь в этом уже десять лет. «Слабый бьет исподтишка, бьет по самому больному: по детям, по старикам, по гражданскому населению, — отметила общественница. — Люди становятся жертвами только потому, что просто попались на пути вооруженных сил Украины. И как вы, наверное, заметили, действуют они по одному и тому же сценарию: трусость, слабость, бегство и не оставить после себя ничего, кроме боли, горя и страданий. Тот фашизм, с которым боролись наши деды, набирал новую силу и вышел сейчас».