Что привело итальянского журналиста в Донбасс?

Социолог по образованию. Учитель младших классов по профессии. Журналист по призванию. 42-летний Алессио Марри мог бы с комфортом проводить время у себя на родине в солнечной Тоскане, но предпочел сесть на самолет и впервые в жизни оказался в хмурой ноябрьской Москве. Зачем? Точно не за приключениями итальянцев в России. По словам Алессио, который ранее уже бывал в различных зонах конфликтов, к нам он приехал в поисках правды. Вот так, ни больше ни меньше. "Устал от пропаганды НАТО и захотел посмотреть своими глазами на то, что на самом деле происходит у вас в Донбассе, поговорить с людьми и честно написать об этом", - говорит мне журналист-фрилансер, который сотрудничает с общенациональной итальянской газетой "Ежедневные факты" (Il Fatto Quotidiano). О том, что наш гость из Апеннин увидел в Донецке и Луганске, он рассказал корреспонденту "РГ".

Что привело итальянского журналиста в Донбасс?
© Российская Газета

Как именно итальянский фрилансер оказался в зоне СВО, мой собеседник говорит кратко: "Добирался на машине (улыбается. - Прим. "РГ"), но как именно, не столь важно. Не хочу создать неприятности моим друзьям". По его словам, поездка в Донбасс совпала по времени с полученным Киевом разрешением со стороны Запада наносить удары дальнобойным натовским оружием по территории России. Многие иностранные журналисты наверняка бы задумались: "А надо ли мне так рисковать?" Алессио это не остановило, а лишь добавило желания сделать то, зачем приехал из Италии.

Поехать в Донбасс сегодня решится далеко не каждый журналист, тем более из Европы. Нужно быть не только смелым человеком, но и иметь уверенность, что риск не напрасен и твою статью опубликуют. Как ты на это решился?

Алессио Марри: Для себя я твердо решил, что мне нужно увидеть события в Донбассе своими глазами, а не через призму СМИ. Как журналист и как мужчина, я должен был это сделать. Опубликуют мой репортаж или нет? Честно - я не знаю. Но я люблю журналистику и думаю, что если сделаю свою работу хорошо, то все будет в порядке. А отправился я в ДНР и ЛНР действительно именно в тот день, когда появились новости об ударах ракетами ATACMS, SCALP и Storm Shadow по России. Да, было немного тревожно, но решение есть решение.

Какие у тебя впечатления от поездки? Где именно ты был и что удалось увидеть?

Алессио Марри: На Западе говорят, что война началась в 2022 году с "вторжением России на Украину". Но, лично находясь в Донбассе, понимаешь, что на самом деле все началось гораздо раньше, в 2014 году. Когда я в одиночестве ходил по улицам Донецка, меня просто шокировали разбитые ракетами и снарядами дома, школы, кинотеатры. И я точно знаю, что эти бомбы и снаряды были выпущены не со стороны России.

В Донецке я отправился к месту, где множество пенсионеров были убиты прямо у банкомата во время получения пенсий (в марте 2022 года ВСУ нанесли удар ОТРК "Точка-У" по столице ДНР, в результате чего погибли 20 мирных граждан и еще 28 получили ранения. - Прим. "РГ"). Одна из главных газет Италии - La Stampa - использовала фотографию этой трагедии в своей статье о том, как Россия якобы бомбит Украину. Это была циничная подмена реальности.

Я сам видел бункеры ВСУ в Авдеевке, из которых они обстреливали Донецк. Теперь линия фронта сдвинута к Курахово, и чем дальше она уходит, тем безопаснее становится в городе.

Тебе удалось поговорить с местными жителями?

Алессио Марри: Да, я говорил с ними, смотрел им прямо в глаза. На главной площади Луганска встретил пожилого человека, ему было около 70 лет. Он начал плакать, когда рассказывал о том, как украинский самолет нанес бомбовый удар по центру города. Я был в шоке от его рассказа. Затем я отправился в Луганский исторический музей, где мне также рассказывали про ужасы обстрелов. Все это невозможно представить, ведь речь идет о мирном городе, где не было никаких военных объектов.

Как думаешь, почему официальные лица и ведущие СМИ на Западе предпочитают не замечать этого?

Алессио Марри: Смотри, я был на Украине лет восемь назад. Видел во Львове множество молодых нацистов-добровольцев у 20-метровой статуи Бандеры. Эти ребята даже дали мне нашивку с символикой войск СС. Разве об этом что-то рассказывают западные СМИ своей аудитории?

Да, далеко не все на Украине нацисты и националисты. Но уже тогда в воздухе отчетливо чувствовалась подогреваемая извне ненависть к России. А многие мои тамошние собеседники вспоминали исключительно тяжелые страницы истории, например печально известный голодомор. Затем я отправился в Киев и там посетил Музей истории Второй мировой войны. На входе мне запомнилась табличка, на которой указывалось, кто именно финансирует это учреждение. На табличке указано: Государственный департамент США. Несложно было сложить два плюс два и понять, откуда у украинцев взялись такие настроения по отношению к России.

В Донецке я отправился к месту, где множество пенсионеров были убиты прямо у банкомата

Вся трагедия заключается в том, что вы же один народ, братья - русские и украинцы. И мне очень жаль последних, потому что они сражаются и умирают за чужие геополитические интересы.

Как вообще в Италии люди относятся к тому, что происходит сейчас вокруг России? Есть ли альтернативные точки зрения в итальянских СМИ относительно событий на Украине?

Алессио Марри: В этом отношении атмосфера в Италии очень тяжелая. Если ты публично высказываешь критику в адрес политики Запада на Украине, то тебя тут же причислят к российским пропагандистам. Например, одна из ведущих итальянских газет Corriere della Sera опубликовала длинный список итальянцев, которых записали в "путинисты" за их пророссийские взгляды. Это было сумасшествие, потому что в этом списке было очень много уважаемых журналистов, экспертов, политологов.

Правда заключается в том, что целенаправленная демонизация России в Италии началась задолго до начала военного конфликта на Украине. Я социолог по образованию, следил за этими процессами и могу сказать, что информационные атаки активизировались в период пандемии COVID. Когда Италия, по которой очень сильно ударил коронавирус, получила большую гуманитарную помощь от таких стран, как Россия и Куба. В то самое время, пока русские доктора помогали нашим врачам в Бергамо, те же Corriere della Sera и La Stampa, которые сегодня демонизируют выступающих за честную оценку событий на Украине людей, как по команде начали очернять оказанную Россией помощь. Каждый раз такие статьи сопровождались ссылками на анонимные источники, которые утверждали, что, дескать, русские на самом деле находятся здесь, чтобы шпионить за нами. Была развернута настоящая антироссийская кампания в итальянских СМИ. Позже выяснилось, что за ней стоял американский политологический фонд "Атлантический совет" (признан в РФ нежелательной организацией - прим. "РГ"), который очень тесно работает со многими итальянскими журналистами.

Несложно представить, что как только ты вернешься в Италию, и тебя сразу обвинят в "пророссийской пропаганде". Что ты на это ответишь?

Алессио Марри: Ответом будет моя работа. Я буду писать о том, что вижу, и делать это независимо. Приехав в Россию, я хотел пересечь стену, которая сейчас усиленно возводится между вашей страной и Европой. По-другому этого не назовешь - западные СМИ возводят новую, цифровую разделительную стену между нами. Этого нельзя допустить.

А допустит ли это твоя родина - Италия, с которой у России всегда были весьма конструктивные и взаимовыгодные отношения?

Алессио Марри: Сегодня большая часть итальянцев выступает против того, чтобы посылать наше оружие Украине. Это факт. Но, к сожалению, Италия сейчас не обладает суверенитетом. В экономической области мы зависим от Брюсселя, а в области внешней политики делаем то, что скажет Вашингтон. Взять нашего нынешнего премьер-министра Джорджу Мелони. Во время предвыборной кампании говорила, что она против санкций, против войны и поставок нашего оружия Украине. Но как только победила на выборах, тут же поменяла позицию. Мелони много говорила о суверенитете, но, оказавшись у власти, быстро позабыла, что такое итальянские национальные интересы.