Обнуляя расстояние: флотская связь от барабанов до спутников

Флаги и барабаны

Обнуляя расстояние: флотская связь от барабанов до спутников
© ТАСС

Необходимость связи между кораблями появилась еще на ранних этапах развития флота. Древнегреческая легенда гласит, что афинский царь Эгей договорился с сыном Тесеем, собиравшимся убить Минотавра, об условном сигнале: в случае победы корабль Тесея вернется под белыми парусами, при неудаче — под черными. Тесей одолел мифическое чудовище, однако забыл про уговор с отцом. Эгей, завидев на горизонте черные паруса, бросился в море со скалы, полагая, что его сын погиб.

Систематизация морских сигналов началась с появлением в России военного флота — с постройки первого военного корабля "Орел" в 1668 году, в период царствования Алексея Михайловича. Кстати, именно на нем был впервые поднят бело-сине-красный флаг, ставший символом российского государства (в 1712 году на военном флоте был утвержден Андреевский флаг — белое полотнище с двумя перекрещивающимися диагональными синими полосами). Тогда же разработан и первый свод сигналов военного флота, которые в 1724 году Петром I с изменениями были внесены в Морской устав.

Флотская сигнализация тех времен была примитивной. Приказы кораблям в эскадре отдавались с помощью флагов и вымпелов, а также фонарями. Передача сопровождалась пушечным выстрелом. На галерном флоте дополнительно использовались звуковые сигналы, издаваемые барабанами и литаврами. Самые важные распоряжения отдавались с помощью нарочных, перемещавшихся на шлюпках.

Одним из недостатков сигнализации являлась возможность двоякого толкования отдельных сообщений. 11 июня 1712 года такая ошибка привела к тому, что корабли шведской эскадры сумели избежать поражения близ острова Гогланд. Тогда три русских корабля, включая флагман, сели на мель и спустили флаги, передавая остальным, что они потеряли ход. Однако другие боевые единицы прочитали сигнал как команду к отступлению и прекратили преследование шведов.

При необходимости отправить сообщение на большее расстояние оно передавалось между кораблями по цепочке. К примеру, в 1720 году в военный союз с Швецией, проигрывающей в Северной войне и терявшей позиции в регионе, вступила Англия. Возникла угроза атаки англо-шведской эскадры на российские порты. Для своевременного уведомления о появлении неприятеля была организована "линия связи": восемь русских кораблей выстроились последовательно в пределах видимости каждого из них от Гогланда до острова Котлин. Эскадра действительно появилась, но атаковать не решилась.

Спирт, керосин и электричество

В XIX веке улучшалась и усложнялась организация сил военно-морского флота, что требовало более совершенных средств обмена информацией. Появились флотские системы связи, устраняющие еще один недостаток предыдущих: они получили возможность передавать произвольные текстовые сообщения. К примеру, в 1808 году офицер русского флота Александр Бутаков составил "словарь" флажных сигналов, а в 1815 году на флоте было внедрено устройство для их передачи. В 1866 году корабли получили телеграфные аппараты, использовавшие для кодирования сигналов короткие (0,5 сек.) и длинные (5 сек.) вспышки спиртовой лампы, над которой распылялся скипидар. Между знаками следовала 10-секундная пауза. Позднее огнеопасную систему заменил электрический фонарь со шторками, оборудованными электромагнитным приводом. Для связи на небольшие расстояния сигнальщики использовали флажки. В 1901 году в свод морских сигналов вошла азбука Морзе.

Тем временем появился и развивался электрический телеграф. Первый пригодный для применения телеграфный аппарат изобрел российский электротехник Павел Шиллинг в 1832 году (кстати, открыто публиковавший результаты своих работ), а в 1837-м свой вариант представил Сэмюэл Морзе — создатель знаменитого телеграфного кода. В 1852 году электрические сигналы связали столицу Российской империи с Москвой, два года спустя — с Киевом и Одессой. Электрический телеграф соединил крепости, порты, береговые наблюдательные пункты. Однако для кораблей система была неприменима, так как телеграммы передавались по проводам (проволоке). Все изменило появление беспроволочного телеграфа — так тогда называли радиосвязь.

Радио

Российский флот может считаться колыбелью радио. В 1883 году в Минный офицерский класс в Кронштадте — специальное учебное заведение, занимавшееся комплексной подготовкой флотских минеров и электриков, — на должность лаборанта поступил Александр Попов, приняв предложение Морского министерства. В 1895 году он продемонстрировал свое изобретение — передатчик и приемник радиосигналов. Свои исследования и эксперименты Попов проводил в стенах учебного заведения Балтийского флота, а в его мастерских изготавливал приборы.

Новинку по достоинству оценило флотское руководство. C 1887 года изобретатель экспериментирует со связью между кораблями, постепенно доведя дальность передачи сообщений до 150 км. "Во время шторма <...> [беспроводной] телеграф остался единственным средством сообщения между судами, действовал совершенно беспрепятственно и оказал чувствительные услуги команде крейсера "Африка", — писал Попов в отчете о первых практических опытах.

В 1900 году в Кронштадте благодаря усилиям Попова создается мастерская, изготавливающая приемо-передающую аппаратуру, — первая в стране, заложившая основу отечественной радиопромышленности. К 1904 году в военно-морском флоте были установлены 75 радиостанций системы Попова. В том же году родилась радиоэлектронная разведка: после начала Русско-японской войны приказом вице-адмирала Степана Макарова корабельные радисты начали перехватывать японские радиограммы, чтобы обнаруживать местоположение передатчиков и расшифровывать донесения. 15 апреля 1904 года русские флотские связисты перехватили радиосигнал вражеских артиллерийских корректировщиков, наводящих орудия японских крейсеров, и заглушили его более мощным искровым сигналом. Позднее в эту дату начал отмечаться профессиональный праздник — День специалиста по радиоэлектронной борьбе.

В дни Октябрьской революции 1917 года радиостанция крейсера "Аврора" передала воззвание большевиков. Помогала координировать действия революционных сил и радиостанция "Новая Голландия" Главного морского штаба. В 1920–1930-е годы в Советском Союзе разрабатывались радиостанции, электронные компоненты, к радиотелеграфной связи (морзянке) добавилась голосовая — радиотелефонная.

В годы Великой Отечественной войны бойцы береговых станций наблюдения и связи на Балтике с оружием в руках отражали атаки немецких и финских десантов, участвовали в обороне Севастополя, под огнем противника восстанавливали перебитые проводные линии.

Спутники и сверхдлинные волны

Связь современного Военно-морского флота РФэто сеть коротковолновых радиоцентров, системы спутниковой связи. Флоту поставляются передовые комплексы цифровой связи с открытой архитектурой, позволяющие передавать данные и организовывать видео-конференц-связь. Разрабатываются и внедряются новые системы с использованием искусственного интеллекта.

Особым образом осуществляется связь с подводными лодками. Радиоволны частот, традиционно применяемых в профессиональной связи и радиовещании, неспособны проникнуть через многометровую водную толщу. Подлодки же зачастую могут месяцами не всплывать на поверхность. Выходом стало использование сверхнизких частот (СНЧ) 30–300 Гц, которым плотная среда не преграда. Строительство передатчика СНЧ — сложная инженерно-техническая задача. Вместо привычной передающей радиоантенны на таком устройстве применяются огромные заглубленные электроды. Кроме России, такими системами связи обладают только США.

Виктор Бодров

Использовались материалы книги "Служба связи военно-морского флота (история развития)", под ред. вице-адмирала Г.Г. Толстолуцкого