Что произошло с военно-морскими силами Украины

В июне 2008 года, в дни торжеств, посвященных 225-летию Севастополя, в городе открыли два знаковых памятника: «основателю украинского флота» гетману Сагайдачному и российской императрице Екатерине Великой. При этом если памятник Сагайдачному открыли безо всяких препятствий, то возвращению императрицы в основанный ею город сопротивлялись местная оккупационная администрация, хозяйственный суд и некий общественный комитет «Украинский Севастополь», который требовал не допустить появления «еще одного места для проведения шовинистических ритуалов».

Что произошло с военно-морскими силами Украины
© Парламентская газета

За что из Крыма выдворили Сагайдачного

Таким образом, у украинских моряков появился как бы свой, отдельный, памятник. У Черноморского флота России были памятники адмиралам Нахимову, Корнилову, Лазареву, Ушакову, наконец, императрице Екатерине, а у ВМС Украины — памятник Сагайдачному. Кто такой? Откуда? Подавляющее большинство севастопольцев не ведали об этом ни сном ни духом.

Памятник гетману так раздражал жителей города, что буквально через несколько дней после воссоединения с Россией, 25 марта 2014 года, его было решено демонтировать и «выдворить» на Украину. Так в итоге и сделали, отправив гетмана в Харьков, где он пока и обретается на своем сомнительном историческом пьедестале.

Вместе с Сагайдачным из Крыма выдворили и военно-морские силы Украины. Об их истории, о том, что происходит с ними сейчас, и о том, что произойдет в будущем, рассказывает в своей книге «Былъ… Точнее, были. И вряд ли будут» исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе, капитан первого ранга Сергей Горбачев.

Необычное название отсылает нас к истории российского флота. После разгрома турецкого флота в Чесменском сражении в июле 1770 года императрица Екатерина Великая приказала отчеканить медаль с надписью «Былъ» — в смысле, был у Османской империи флот, и его не стало. С тех пор прошло более двух с половиной веков. За это время русские моряки не раз давали поводы для того, чтобы вновь отлить медали с такой же надписью. Так, например, в 1944 году на Черном море почили в бозе флоты Румынии и Болгарии. В августе 2008 года прекратили свое существование ВМС Грузии. Нечто подобное, только в других формах и масштабах, происходит и с военно-морскими силами Украины, констатирует Горбачев.

Адмиралов больше, чем кораблей

Однако обо всем по порядку. По итогам раздела Черноморского флота СССР, длившегося с 1992 по 1997 год, Украина получила около 18 процентов кораблей и другого имущества, значительную часть военно-морских баз, пунктов базирования и аэродромной сети и массу техники. Большая часть этого добра была разграблена, разворована, сдана на металлолом, а земли, порой по-настоящему золотые, распроданы и растащены. К 2014 году ВМСУ представляли собой формирование, состоявшее из разнотипных устаревших плавединиц и штучного парка авиатехники. Как тогда судачили злые языки, адмиралов и генералов в ВМСУ было больше, чем кораблей.

В дни воссоединения Крыма с Россией украинские корабли, находившиеся в бухтах Севастополя (корветы «Тернополь», «Луцк», «Хмельницкий», «Приднепровье», корабли управления «Славутич», «Донбасс» и другие) и Донузлава (большой десантный корабль «Константин Ольшанский», корвет «Винница», тральщики «Чернигов», «Черкассы» и другие), были надежно заблокированы силами Черноморского флота.

Моряки ВМСУ, фактически брошенные своим начальством на произвол судьбы, оказались в сложнейшей правовой и моральной ситуации и, надо отдать им должное, не поддались эмоциям и не взяли в руки оружие. Более того, подавляющее большинство из них пожелали служить России. В начале марта 2014 года на территории Крымского полуострова находились около 22 тысяч украинских силовиков — военнослужащих ВСУ, ВМСУ, других ведомств «в погонах». 18 тысяч из них перешли на службу России.

В распоряжении Украины остался флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный», который в феврале 2014 года, возвращаясь с совместных с НАТО учений в Индийском океане, не рискнул идти в Севастополь, а остался в Одессе. Кроме того, в Одессу ушли четыре пограничных катера из Балаклавы, а в Бердянск 11 пограничных кораблей и катеров из Керчи.

В марте-апреле 2014 года часть имущества, техники и плавсостава ВМСУ, оставшихся в Крыму, на основе «доброй воли» России начали было передавать на Украину вслед за памятником Сагайдачному, однако после развязывания Киевом военного конфликта в Донбассе передача была прекращена.

Планы НАТО

После потери Украиной Крыма, на который у НАТО изначально были совсем другие планы, альянс начал переводить остатки ВМСУ на западные стандарты, формируя на их базе свою будущую военно-морскую группировку у границ России. В Одессу и Киев на регулярной основе стали прибывать специалисты из морских структур НАТО. При проведении совместных учений Россию обозначали как основного вероятного противника не только Украины, но и альянса.

Итоги формирования нового облика ВМСУ совместно с НАТО в период с 2014 по 2022 год представляются Сергею Горбачеву следующими:

- ВМС Украины практически полностью переведены на стандарты боевой подготовки, организации и штатной структуры НАТО. На всех учениях в Черном море и за его пределами Россия официально объявляется главным противником.

- Власти Украины и представители командования ВСУ многократно заявляют о намерениях вернуть Крым.

- Реорганизация и пополнение ВМС Украины указывают на подготовку к нападению на Крым, проведению морской десантной и сухопутной операций. Для этого вокруг полуострова создаются три военно-морские базы — «Юг» (Николаев и Очаков), «Запад» (Одесса) и «Восток» (Мариуполь и Бердянск). Формируется корпус морской пехоты в составе четырех бригад и отдельных батальонов численностью в 6-8 тысяч человек, которые развертываются в Бердянске, Мариуполе, Одессе и Николаеве, вблизи границ Крыма проводятся учения во взаимодействии с другими родами войск. В состав ВМСУ поступает свыше 100 новых катеров и быстроходных лодок различных типов, предназначенных для участия в десантных операциях. В их числе 7 катеров типа «Гюрза-М», 3 десантно-штурмовых катера типа «Кентавр», 4 патрульных катера типа «Айленд».

«ВМСУ фактически превратились в действующую структуру ВМС НАТО у морских границ России. И однозначно: если бы не начало специальной военной операции, они стали бы этой структурой не только по факту, но и юридически, что на порядок увеличило бы уровень угроз для России», — уверен эксперт.

По его оценке, в конце 2021 года в составе ВМСУ находилось до 30 боевых кораблей и катеров, 35 судов и катеров обеспечения, свыше 100 быстроходных моторных лодок различных типов и до 20 самолетов и вертолетов. Общая численность личного состава — не менее 12 тысяч человек, их них 8 тысяч — корпус морской пехоты и береговые войска. «Не представляя собой мощной силы в плане корабельного состава, ВМС Украины тем не менее стали сбалансированной разнородной военно-морской структурой, соответствующей статусу флотилии», — делает вывод Горбачев.

Потери и приобретения ВМС Украины в СВО

Абсолютно точной информации о том, что произошло с ВМСУ в результате специальной военной операции России, нет, что понятно в условиях войны, однако многое известно достоверно. Уничтожены объекты базирования в Очакове, Бердянске, частично в Одессе и основные плавединицы, включая флагман «Гетман Сагайдачный», затопленный самим экипажем в Николаеве.

Эксперт приводит данные о потерях ВМС Украины в ходе СВО на основе открытых источников. В его списке — 67 плавучих единиц: фрегат «Гетман Сагайдачный», корабль управления «Донбасс», средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», патрульный корабль «Кореец», малый разведывательный корабль «Переяслав», рейдовый тральщик «Геническ» и множество катеров.

На сегодняшний день Украина потеряла до половины корабельного состава, уничтожены или утрачены все основные корабли, фактически нет морской авиации, береговые части и морская пехота воюют на сухопутье уже с новым составом и совершенно иным опытом, рассказывает Горбачев. Но в то же время с помощью НАТО ВМС Украины продолжают оставаться в буквальном смысле на плаву. Предпринимаются попытки их пополнения, прежде всего за счет быстроходных средств доставки и высадки — катеров и лодок. Кроме того, ВМСУ активно пополняются безэкипажными катерами американского и английского производства, численность которых измеряется десятками. Украине переданы два морских тральщика типа «Сэндаун» ВМС Великобритании 1999 и 2001 годов постройки — «Чернигов» и «Черкассы», находящиеся в Шотландии. Их переход на Черное море в принципе возможен по Дунайской речной системе. В Турции спущены на воду два корвета — «Гетман Иван Мазепа» и «Гетман Иван Выговский». В целом в составе объединенной украинской морской группировки сегодня находятся не менее 50 боевых катеров, судов обеспечения и других средств, которые предстоит вывести из строя в ходе продолжающейся специальной военной операции, чтобы окончательно закрыть историю украинского военного флота, считает эксперт.