Европа готова вложить миллиарды в оборонные заводы на Украине. Что они будут производить и как это изменит ход СВО?
В Европейском союзе (ЕС), похоже, все-таки придумали, как обеспечить Вооруженные силы Украины (ВСУ) боеприпасами на годы вперед. По данным The Wall Street Journal, сразу несколько европейских стран договорились, что начнут оплачивать Украине производство снарядов и ракет на ее территории вместо закупки боеприпасов у европейских производителей. Считается, что это поможет стране меньше полагаться на своих партнеров по НАТО, а в перспективе — и вовсе перейти на снарядное самообеспечение. Насколько успешной может оказаться такая стратегия, что может помешать этим планам и какое оружие Украина уже производит своими силами — разбиралась «Лента.ру».
«Быстрее и дешевле»
Военно-промышленный комплекс (ВПК) Украины, который до начала 2022 года был не способен обеспечивать свою армию даже патронами к стрелковому оружию, за неполные три года пережил серьезную трансформацию.
Благодаря инвестициям и строительству новых военных заводов силами иностранцев Украина сумела частично покрыть дефицит артиллерийских боеприпасов, бронетехники, беспилотников и даже наладить производство нескольких видов ракет собственной разработки, например — дозвуковые противокорабельные ракеты «Нептун»
Но большую часть вооружений Украина по-прежнему получает от западных производителей. Стране не хватает собственных промышленных мощностей, а главное — денег на покрытие всех потребностей воюющих подразделений.
Без помощи союзников, как неоднократно признавал президент Владимир Зеленский, Вооруженные силы Украины потерпели бы сокрушительное поражение.
Если помощь сократят, я думаю, что мы проиграем. Конечно, мы все равно будем сражаться, у нас есть собственное производство, но его недостаточно, чтобы победить и выжить Владимир Зеленский президент Украины
Но даже те внушительные объемы военной помощи, которые поступают из-за рубежа, не решают всех проблем на поле боя. В первую очередь, это связано с хроническими задержками поставок и довольно скромными, по сравнению с Россией, объемами военного производства в европейских странах.
За время военного конфликта страны-члены НАТО успели серьезно истощить свои запасы.
Восполнить их быстро, очевидно, страны ЕС попросту не в состоянии. А планы нарастить инвестиции в собственную «оборонку», судя по всему, дадут эффект не раньше, чем через несколько лет.
1,3 млн снарядов в 2024 году произведут Европейский союз и США, по оценкам консалтинговой компании Bain & Company
Однако, судя по всему, уже в ближайшие месяцы подход западных стран к обеспечению Украины боеприпасами изменится.
Как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на анонимные источники, высшие евробюрократы наконец признали, что Евросоюз не в состоянии обеспечить Украину вооружением силами только своей промышленности.
Разработан новый подход, согласно которому объединение собирается напрямую финансировать государственные контракты Украины с украинскими же производителями оружия.
Заказы Министерства обороны Украины на собственных военных предприятиях, иными словами, будут покрываться деньгами из европейских бюджетов
Речь идет, в первую очередь, о контрактах на производство артиллерийских снарядов, беспилотников, а также ракет большой дальности, которые могут наносить удары вглубь территории России.
Украина указывает союзникам, с какими компаниями работать и покупать вооружение, а европейцы самостоятельно проверяют производителей, прежде чем соглашаться на сделки The Wall Street Journal американское издание
Как предполагают собеседники издания, новая схема будет заключать в себе несколько важных преимуществ, на которые Украина не могла рассчитывать раньше, а именно:
компании украинского ВПК способны производить многие системы «быстрее и дешевле» западных поставщиков; как предполагают инициаторы, это поможет военным заводам, расположенным на территории Украины, заработать на полную мощность.
«Из-за недостаточного финансирования ее оборонная промышленность работает гораздо ниже уровня своей производственной мощности, по некоторым оценкам — на 30 процентов», — говорится в статье The Wall Street Journal.
Но главное, как считают разработчики плана, новый подход позволит Украине продолжить интенсивное перевооружение и после окончания военного конфликта.
Ведь если внешнеполитическая конъюнктура для Украины может поменяться, собственные промышленные мощности, подкрепленные заказами на многие годы вперед, останутся с ней навсегда
При этом западные компании осознают все риски, связанные со строительством заводов на территории Украины, включая высокую вероятность их уничтожения в условиях боевых действий.
Инженеры используют разнообразные подходы для защиты производственных мощностей — от тщательной маскировки до возведения предприятий под землей, что, к слову, частично опирается на советское наследие
Так, цеха легендарного днепропетровского завода «Южмаш», который строили как стратегическое предприятие (завод производил баллистические ракеты) в условиях угрозы прямого столкновения между СССР и США, расположены глубоко под землей, что обеспечивает им относительную безопасность. Такой подход позволяет не только минимизировать угрозу разрушений, но и сохранить производственную базу для долгосрочной стратегии перевооружения.
На бочке с порохом
Примечательно, что в материале The Wall Street Journal прямо не упоминаются европейские страны, готовые сотрудничать с Украиной по упомянутой схеме.
Правда, о каких странах идет речь, догадаться несложно.
Достаточно взглянуть, кто из них уже инвестирует в строительство военных заводов, которые будут обеспечивать Украину вооружениями. Так, одним из крупнейших инвесторов в оборонку стала немецкая компания Rheinmetall
В конце октября концерн объявил, что закончил строительство первого военного завода на территории Украины. В перспективе — еще четыре предприятия, специализирующихся на производстве техники, снарядов и беспилотников.
По словам генерального директора Rheinmetall Армина Паппергера, компания планирует вооружать Украину и после подписания мирного соглашения. Главная мотивация — крайне высокая доходность, к концу года объем уже исполненных концерном заказов должен превысить 60 миллиардов евро.
[Украина] не такая наивная страна, какой была Германия долгое время (...). На данный момент мы являемся самой прибыльной оборонной компанией в мире Армин Паппергер генеральный директор концерна Rheinmetall
О планах развернуть военные производства на территории Украины неоднократно высказывались и во Франции. Министр Вооруженных сил и по делам ветеранов Себастьян Лекорню утверждал в марте, что сразу несколько французских оборонных компаний готовятся открыть на Украине заводы, выпускающие самоходные гаубицы CAESAR и 155-миллиметровые снаряды для них, а также разведывательные и ударные беспилотники.
Французские компании подпишут соглашения о партнерстве с украинскими предприятиями, чтобы производить на украинской земле запасные части, а в будущем, возможно, даже боеприпасы Себастьян Лекорню министр Вооруженных сил и по делам ветеранов Франции
То же самое касается, например, и Чехии. В июле стало известно, что чешские Sellier & Bellot и Colt CZ Group уже заключили договоры с «Укроборонсервисом» на строительство сразу нескольких заводов по производству штурмовых винтовок CZ BREN 2 и патронов к ним.
Она [Украина] борется за безопасность Европы и демократический порядок в мире, необходимо сделать все, чтобы Украина победила Петр Фиала премьер-министр Чехии
О планах выделить масштабные инвестиции на оружейную промышленность также сообщали представители Дании, Норвегии и Швеции. В конце ноября представители этих стран утверждали, что собираются напрямую финансировать украинские оборонные заказы.
«Они [ракеты большой дальности] будут производиться на Украине украинской оборонной промышленностью, но будут финансироваться Швецией», — заявил, например, министр обороны Швеции Пол Йонсон.
Это прямо подтверждает тезис The Wall Street Journal, что новая схема поддержки Вооруженных сил Украины — коллективный проект большинства стран Евросоюза.
Из этого следует еще один примечательный вывод: оплачивать государственные контракты Украины европейские страны будут, в том числе и для своих оборонных компаний, чьи заводы на территории страны будут считаться украинскими лишь формально.
Такое решение — элегантный способ, как поддержать национального производителя на многие годы вперед, так и укрепить боеспособность вооруженных сил своего главного союзника в Восточной Европе
«Мины падают рядом со стволами»
Сколько из выделяемых западными странами средств в итоге достанутся ее промышленникам, а сколько непосредственно украинским производителям — прогнозировать трудно. При этом коррупционные скандалы, неизменный спутник украинской оборонки, позволяют осторожно предполагать, что вложения все-таки будут распределены не в пользу последних.
В череде недавних скандалов, способных повлиять на позицию европейских чиновников по этому вопросу, особенно засветилось расследование, связанное с поставкой в ВСУ крупной партии бракованных 120- и 82-милиметровых мин производства «Укроборонпрома».
100-тысячная партия боеприпасов к советским минометам, как следует из сообщений Министерства обороны Украины, частично лишила боеспособности многие подразделения на передовой
Предварительные результаты расследования указывают на некачественные пороховые заряды, из-за которых боеприпасы не разрывались после выстрела, застревали в стволах минометов или просто падали рядом с ними.
Что такое «Укроборонпром»? «Укроборонпром» — это акционерное общество, объединяющее, по данным на 2022 год, 116 предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины под государственным управлением. Это, в частности, конструкторские бюро, снарядные, патронные и ремонтные заводы, предприятия по производству авиационных двигателей и не только. Число сотрудников объединения, по данным на февраль 2022 года, достигает 80 тысяч человек. «Укроборонпром» был создан в 2010 году указом тогдашнего президента Виктора Януковича. С сентября 2013 года предприятия-участники концерна группируются по пяти основным направлениям деятельности и продукции: 1) авиастроения и авиаремонта; 2) высокоточных вооружений и боеприпасов; 3) бронетанковой, автомобильной, инженерной и специальной техники; 4) судостроения и морской техники; 5) радиолокации, радиосвязи и систем ПВО. В 2018 году финансовый оборот компании составлял 1,3 миллиарда долларов. С началом специальной военной операции большинство информации, связанной с деятельностью концерна, было засекречено. Известно, что с 5 сентября 2024 года «Укроборонпром» возглавляет Олег Гуляк.
Причем результаты расследования ведомство опубликовало только после того, как солдаты стали массово жаловаться журналистам на брак в поставках.
Такое несется, что уже почти нет надежды, честно говоря. Ложь, ложь, ложь и коррупция на всех уровнях (...). 100 тысяч некачественных мин, которые Минобороны приняло и поставило на фронт. Но [министр обороны Украины Рустем] Умеров до сих пор в должности, пиарится презентациями и рукопожатиями Марьяна Безуглая депутат Верховной Рады
Предположительно, бракованные мины — не единственный ущерб, который «Укроборонпром» причинил своей армии в этом году. По словам депутата Верховной Рады Алексея Гончаренко (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), на грани срыва находится и огромная поставка боеприпасов различных калибров стоимостью 45 миллиардов гривен (1,08 миллиарда долларов).
То есть деньги заплатили — а где товар? Нет. Мало того что вся партия бракованная, так они еще сорвали контракт Алексея Гончаренко депутат Верховной Рады
Годом ранее страну всколыхнул еще один громкий скандал: стоимость униформы для Вооруженных сил Украины, как выяснили журналисты, оказалась завышенной в три раза. И такие примеры — лишь верхушка айсберга.
Несмотря на это, ЕС возлагает большие надежды на европейские концерны, которые призваны стать технологическим локомотивом украинской оборонки на долгие годы. Однако это будет возможно только в том случае, если власти Украины всерьез займутся реформами, что почти нереальный сценарий в условиях ведения масштабных боевых действий.
Коррупция в оборонном секторе продолжает оставаться серьезной проблемой, которая, возможно, подорвет планы Украины и ее западных союзников
Тем не менее недооценивать украинский ВПК не стоит. Например, дозвуковые противокорабельные ракеты «Нептун», разработка которых началась еще в 2014 году, уже успели доставить немало проблем Черноморскому флоту.
А перспективные ударные дроны и другие высокотехнологичные вооружения, проверенные в реальных боях, вполне могут привлечь европейские инвестиции. Чего нельзя сказать о массовом общевойсковом оружии, где Украина по-прежнему сильно зависит от поставок извне.
Главная интрига — смогут ли Вооруженные силы Украины удержаться под натиском российских подразделений до тех пор, пока новые западные заводы, строящиеся на территории страны, начнут работать на полную мощность, обеспечивая фронт всем необходимым
Это явно вопрос не ближайших месяцев, а возможно, и не ближайших лет. Но, похоже, Евросоюз готов играть вдолгую.
Предположение о том, что западные партнеры откажутся поддерживать Украину при значительных финансовых затратах, пока не находит подтверждения.
Деньги, как всегда, говорят сами за себя — особенно те, что заполняют оба кармана сразу