Курский Маресьев
В этом году исполнилось 115 лет одному из асов 11-го гвардейского истребительного авиаполка – генерал-майору авиации Герою Советского Союза Ивану Степановичу Любимову. Для нас важно, что он родился в селе Глушково Глушковского района Курской области. Таким образом, мы продолжаем публикации об известных земляках. Правда, по поводу места рождения существует и иная версия, что родился лётчик-герой якобы в Киеве. Но было бы глупо не поддержать курскую прописку Ивана Степановича. Тем более что, по данным архивного управления Севастополя, с 1917 года он совершенно точно жил в Глушково. Причём здесь Севастополь? Дело в том, что Любимов среди всего прочего – легенда Черноморского флота. Написано о нашем лётчике немало, тут и сайт «Герои страны», и «Проза.Ру», и блог «Записки истории». Были и публикации в курской прессе. Кстати, и заголовок уже как-то использовался, но уж больно он точный, чтобы от него отказываться. Между прочим героев все считают своими, а потому есть даже и такой заголовок – «Крымский Маресьев». Но основным источником информации, особенно что касается воздушных схваток, являются мемуары однополчанина Любимова, Героя Советского Союза Михаила Авдеева «У самого Чёрного моря». Он вернулся В начале сентября 1942 года в период самых напряжённых боёв на Кавказе в 32-й истребительный полк 62-й авиационной бригады Черноморского флота прибыл майор Иван Степанович Любимов. Весть о его появлении моментально облетела аэродром. Лётчики, техники и механики пожимали руки майору, у которого от трогательной встречи перехватывало горло. Особенно радовались в бывшей 5-й авиаэскадрилье: «Наш командир вернулся!» Вернулся… Сколько трудностей скрывается за этим словом! Когда в октябре 1941 года тяжело раненного командира эскадрильи увозили в госпиталь, мало кто верил, что он снова когда-либо поднимется в воздух. Хотя бы выжил. Покорение неба В авиацию комсомолец Любимов пришёл добровольно в марте 1932 года, оставив учёбу в Харьковском техникуме связи. За его плечами была уже большая трудовая школа. Мальчишкой батрачил в деревне, в 17 лет стал слесарем и работал на Глушковской суконной фабрике, а после переезда в Харьков – на заводе «Серп и молот». После окончания 9-й военной лётной школы получил назначение на Черноморский флот. Служил ревностно. Командование 32-го авиаполка не раз отмечало успехи лётчика благодарностями, грамотами и ценными подарками. В конце августа 1940 года капитан Любимов стал командиром 5-й эскадрильи, базирующейся в Евпатории. Уже в первый день войны Иван Степанович принял участие в отражении воздушного налёта на Севастополь, а 31 августа в ночном воздушном бою сбил бомбардировщик «Хейнкель-111», которым и открыл свой боевой счёт. В начале сентября 5-я эскадрилья получила новое задание – сопровождать штурмовики и бомбардировщики, действовавшие в районе Перекопа. Здесь она вела ожесточённые неравные бои. Серьёзное испытание выдержали лётчики над переправой у Каховки. Однажды четвёрка «ЯК-1» вылетела для сопровождения эскадрильи бомбардировщиков Арсения Шубикова. Когда самолёты пересекли линию фронта, их встретила большая группа вражеских истребителей. Лётчики прикрытия устремились на врага. Через несколько минут два «МЕ-109», сбитые Любимовым и его подчинёнными в групповом бою, кострами пылали на земле. Остальные фашистские самолёты развернулись и улетели. Бомбардировщики выполнили задание. Осенью 1941 года гитлеровцы имели большое численное превосходство в воздухе. Нашим лётчикам приходилось делать по нескольку боевых вылетов в день и вступать в неравные схватки. Но ни разу подчинённые Любимова не отступили. В районе Перекопа эскадрилья за сентябрь и октябрь сделала 165 боевых вылетов и уничтожила 34 самолёта противника. Её командир за это время сбил пять истребителей, в том числе и известного немецкого пилота, награждённого «Железным крестом» и именным оружием «за особые заслуги при взятии острова Крит». Произошло это так. «Мессер» задымился 20 сентября Любимов дежурил на аэродроме Тагайлы в паре со старшим лейтенантом Авдеевым. Вдруг из облаков вынырнули два «мессершмитта». Взлетев, наши истребители стали набирать высоту спиралью. Комэск, увеличив скорость, пошёл в атаку. Ведущий вражеской пары оказался опытным лётчиком. Он укло-нился от пулемётной очереди, сделал несколько сложных эволюций и попытался занять выгодное положение для открытия прицельного огня. Командир эскадрильи сумел поймать «мессер» в сетку прицела и нажал на гашетки. «МЕ-109» задымил и начал падать. Гитлеровец приземлился на нашей территории. На допросе пленный показал, что ежедневно на аэродроме Чаплинка, где базируется его часть, садится до десяти транспортников «Ю-52». Они доставляют бензин для заправки самолётов, так как дороги раскисли от дождей. Заместитель командующего ВВС Черноморского флота генерал Ермаченков, присутствовавший на допросе, дал приказ начальнику штаба срочно разработать операцию по разгрому противника в Чаплинке. Прикрытие штурмовиков возлагалось на 5-ю эскадрилью. Между прочим, немецкий пилот заявил, что восхищён воздушным боем и попросил генерала отдать изъятый пистолет (награда за операцию по захвату острова Крит) сбившему его советскому лётчику. Командир удовлетворил эту просьбу. «Мы – любимовцы!» План обеспечения операции лётчики эскадрильи обсуждали коллективно. За основу взяли предложение старшего лейтенанта Авдеева – весь маршрут до цели разбить на зоны и держать под контролем. Четыре истребителя высылались к переднему краю с целью сковать воздушного противника и при возможности открыть «ворота» домой. Шесть истребителей непосредственного прикрытия шли со штурмовиками. Безопасность возвращения назад предстояло обеспечивать в зонах патрулям и поднятому над своим аэродромом дежурному звену. Действия истребителей были согласованы со штурмовиками. Тщательная подготовка дала отличный результат. Удар по Чаплинке 21 сентября оказался настолько неожиданным, что гитлеровцам пришлось вызывать «мессершмитты» с другого аэродрома. Лётчики Любимова связали боем вражеские истребители, а штурмовики делали заход за заходом на цели и вывели из строя аэродром. В воздушном бою враг потерял ещё два «МЕ-109». Наши самолёты все вернулись домой. С каждым днём рос боевой опыт лётчиков 5-й эскадрильи. И в этом была большая заслуга командира. Спокойный, собранный, он внимательно анализировал каждый бой и тщательно разбирал ошибки. Авторитет комэска был непоколебим. В полку Любимов считался признанным мастером пилотажа и воздушной стрельбы. Лётчики с гордостью говорили: «Мы – любимовцы!» О его мастерстве знали не только в полку, но и в других частях ВВС Черноморского флота. В конце сентября Иван Степанович прямо над передовой на малой высоте вступил в схватку с «мессером». И наши, и враги с земли следили за поединком. А когда «ЯК-1» открыл огонь и сбил фашиста, красноармейцы подбрасывали пилотки и кричали «ура». Роковая схватка На всю жизнь запомнил Иван Степанович день 9 октября 1941 года. С утра он дважды водил эскадрилью на задание, а к вечеру ему снова пришлось подняться в воздух для усиления группы непосредственного прикрытия девятки «петляковых». Наши бомбардировщики успешно нанесли удар по аэродрому Аскания-Нова. На обратном курсе лётчики встретились с большой группой «МЕ-109». На каждый наш истребитель приходилось пять вражеских. Завязался неравный бой. Два снаряда попали в машину Любимова: его ранило в правую ногу, ударило мелкими осколками в лицо. Мотор начал давать перебои, и пришлось идти на вынужденную посадку. Выпустив шасси, лётчик удачно приземлился на своей территории. Превозмогая боль, он выбрался из кабины и перетянул раненую ногу. В это время сверху послышался нарастающий рёв. Один из «мессеров» открыл огонь по подбитой машине. И только мотор, под которым укрылся раненый, спас его от гибели. Но один снаряд угодил в левую ногу и оторвал часть голени со стопой. Иван Степанович перетянул ремешком от пистолета левую ногу выше колена и потерял сознание. Очнулся ночью и услышал, как где-то фыркнула лошадь. Дал два выстрела в воздух из пистолета. Его нашли и отправили в госпиталь. «Когда разрешите летать?» Любимов упросил врачей не ампутировать правую ногу – он не допускал мысли, что не сможет больше летать. Операция была долгой, трудной, но ногу удалось спасти. В госпитале Иван Степанович узнал о награждении его орденом Ленина и присвоении воинского звания майора. Лечение было продолжительным. Лётчик упорно занимался гимнастикой, учился ходить на протезе и добился цели – через десять месяцев вернулся в родную часть. И сразу же спросил командира полка майора Н.3. Павлова: «Когда разрешите летать?» – «Подожди, окрепни. Да и «добро» надо получить от начальства…» Иван Степанович помогал в работе офицерам штаба, а в свободное время продолжал тренировки, научился лихо ездить на велосипеде… Наконец пришло разрешение. Кстати, Любимов сам вместе со своим механиком сконструировал ручной тормоз самолёта. За первым его самостоятельным полётом на «ЯК-1» следил весь личный состав. Авиаторы волновались – сможет ли выполнить фигуры пилотажа, сядет ли на «три точки»? Вскоре комэск обрёл свой прежний «любимовский» почерк истребителя и вернулся в строй боевых лётчиков. В октябре 1942 года в бою погиб командир полка, и командование принял Любимов, которому одновременно с назначением досрочно присвоили звание подполковника. Новый командир не любил сидеть в штабе – он много летал, помогал молодым пилотам. Протез причинял много страданий, открылась рана, и Иван Степанович больше всего боялся, что об этом узнают его товарищи. Но в конце декабря полк отправили в тыл на перевооружение. Победы Любимова В мае 1943 года, когда переподготовка лётчиков заканчивалась, пришло радостное сообщение: полк преобразован в 11-й гвардейский! В июне часть перебазировалась под Геленджик, где выполняла задачи по сопровождению бомбардировщиков и торпедоносцев, действовавших по военно-морским базам врага. Подполковник Иван Любимов командовал 11-м гвардейским полком, а в октябре стал командовать 4-й дивизией ВВС ЧФ. Он совершил 115 боевых вылетов и одержал 10 побед. Это – уже после ампутации ноги. Одна из этих побед имела для Ивана Степановича особое значение. Немецкое командование бросило на Кавказ своих лучших лётчиков. Фашистские асы вылетали на разведку и «охоту» вглубь нашей территории. Трижды в конце августа они скрытно появлялись над геленджикcким аэродромом, атаковали и каждый раз уходили безнаказанно. Любимов составил план перехвата, выделил лучших лётчиков полка. 25 августа гитлеровцы появились вновь на большой высоте. В воздухе их ожидала четвёрка наших истребителей во главе с командиром. Любимов пошёл в лобовую атаку на ведущего вражеской пары. Весь геленджикский гарнизон наблюдал с земли за поединком. Машины стремительно неслись друг другу навстречу. Фашист первым открыл огонь. Иван Степанович отвернул от пушечной очереди, «МЕ-109» проскочил рядом. Командир полка выполнил крутой разворот и бросил свою «Аэрокобру» в пике вслед за уходящим неприятелем. Стрелка высотомера быстро опускалась на шкале. На высоте 4000 м Любимов догнал врага и открыл огонь. Но гитлеровец на мгновение раньше боевым разворотом бросил машину вверх. Очередь прошла рядом. И снова головокружительный каскад фигур… Лишь с третьей атаки удалось поджечь «мессер». Он задымил, стал круто снижаться и упал в море. Под командованием Любимова дивизия произвела 4581 боевой вылет, 142 воздушных боя и сбила 93 самолёта противника. За боевые подвиги и умелое руководство действиями соединения Любимову было присвоено звание Героя Советского Союза. На учёбе В ноябре 1944 года Ивану Степановичу пришлось прервать лётную работу – его направили на учёбу в академию имени Ворошилова в Ленинград. К этому времени он имел на своём счету 115 боевых вылетов и 10 самолётов врага. В 1945 году окончил высшие академические курсы при Военно-морской академии, в 1950 году – Военную академию Генерального штаба. С 1973 года генерал-майор Любимов в отставке. Награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями, а также британским орденом. Умер Иван Степанович 26 декабря 2000 года. Похоронен в Москве. Его именем названа улица в южной части Геленджика и посёлок Любимовка в черте Севастополя. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников