В армии могут появиться подразделения по поиску пропавших бойцов
В фонд «Защитники Отечества» обратилось множество граждан, которые ищут родственников, пропавших во время СВО. Чтобы легче было найти бойцов или установить личность погибших, у солдат и их родных берут образцы ДНК. На круглом столе в Госдуме, прошедшем 26 ноября, предложили создать в каждой группировке войск подразделения, которые будут заниматься поиском пропавших солдат. Минобороны поддерживает эту идею. Также предстоит совершенствовать процедуры протезирования бойцов, оказания им юридической помощи, жилищного обеспечения.
Как ищут военных
С февраля 2022 года приняли 120 законов в защиту прав участников специальной военной операции и их семей. Увеличена их поддержка в федеральном бюджете. По словам главы Комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова, исключительно важным является выполнение социальных обязательств перед военными. Расходы на программу реабилитации инвалидов увеличили на миллиард рублей. Финансирование фонда «Защитники Отечества» выросло на 2,2 миллиарда.
Фонд оказывает помощь бойцам и их родственникам, помогает социализироваться после возвращения с фронта, решить проблемы с получением различных справок, найти пропавших бойцов. В организацию поступило множество обращений от людей, чьи родственники пропали во время СВО. При поступлении на службу бойцы сдают отпечатки пальцев и ДНК. Создается база данных этих сведений. Это помогает найти погибших или находящихся в больницах военных.
«По розыску без вести пропавших можно поработать более комплексно. Может быть, целесообразно в составе каждой группировки войск иметь специализированные поисковые подразделения, которые бы занимались поиском останков воинов, их опознанием», — сказал Андрей Картаполов. Замглавы Минобороны Анна Цивилева поддержала эту идею. В такие отряды, по ее мнению, могут войти волонтеры.
Протезы нужно выдавать быстрее
Участники СВО и их семьи получают федеральную и региональную помощь. Каждый военнослужащий, заходя в свой личный кабинет на «Госуслугах», может узнать, какие льготы ему полагаются. Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова подчеркнула, что предстоит выравнять условия получения региональной поддержки. Уже разработан стандарт из двадцати обязательных мер, которые должны предоставлять бойцам субъекты Федерации. По словам Кузнецовой, поступают обращения от военных и их семей о том, что есть сложности с обеспечением региональными льготами. Например, так происходит, если семья военного переехала из одного региона в другой.
Не до конца решены проблемы с получением протезов и инвалидных колясок. Некоторые бойцы вынуждены месяцами ждать их. Минобороны вместе с Минтрудом, Минздравом и Соцфондом разработали стандарты протезирования. Предстоит создать такую систему, чтобы человек мог получить технические средства реабилитации и установить протез в одной организации. Глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) отметил, что такая практика уже есть на Кузбассе. А в Ставропольском крае можно взять ТСР напрокат.
Бойцы могут стать психологами
Следует позаботиться не только о физической, но и о психологической адаптации участников СВО и их трудоустройстве.
«Надо совершенствовать трудоустройство участников СВО, получивших ранения», — сказала Анна Кузнецова. Есть случаи, когда, возвращаясь с фронта, люди не могут продолжить работу на бывшей должности из-за ранений и работодатель ничего не предлагает взамен. Таким гражданам надо гарантировать переподготовку. Также военнослужащим, получившим ранения или увечья, следует дать право совмещать службу с работой, считают в Госдуме и в Минобороны. Например, их можно трудоустроить в военно-социальные центры, отметила Анна Цивилева.
Еще один вариант — готовить психологов из числа участников СВО. Депутаты обратились в МГУ с предложением разработать на базе факультета психологии специальную программу для подготовки таких специалистов. В университете согласились.
На круглом столе предложили расширить возможности военных и их родственников в получении бесплатной юридической помощи. С начала работы фонда «Защитники Отечества» консультации юристов получили больше 1 миллиона 73 тысяч человек. В Минобороны считают, что эта услуга должна быть доступна не только бойцам, вернувшимся домой, но и действующим военнослужащим — в военно-социальных центрах.