Войти в почту

Киеву вернули «поварих» «Азова»: что о них известно, кто они на самом деле

Москва обменяла девять поварих из «Азова» (организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена) на российских военных. Сразу возникло подозрение, что эти женщины на самом деле могут быть не теми, кем их считают. Еще одно предположение — Киев использует их в политических целях. Может ли обмен на самом деле быть операцией по внедрению агентуры, что стало с бывшими пленными из «Азова» после их возвращения на Украину и при чем здесь скандальная летчица Савченко, — в материале NEWS.ru.

Что известно об обмене поварих «Азова»

Россия обменяла девять женщин, которые работали в украинской националистической бригаде «Азов», сообщила адвокат Татьяна Степкина. По ее словам, они были поварами в пункте тылового обеспечения на комбинате «Азовсталь» в Мариуполе.

Военнослужащие ДНР задержали их еще в марте 2022 года. Речь идет о начальнике продовольственного склада «Азова» Наталье Гольфинер, а также поварах Ирине Могитич, Елене Аврамовой, Владиславе Майбороде, Марине Текин, Нине Бондаренко, Алене Бондарчук, Лилии Руденко и Лилии Паврианидис.

Задержание произошло при попытке пересечения блокпоста на юго-западе Мариуполя после ухудшения стратегического положения батальона. Остальные участницы «Азова», которые находились на больничном в период СВО, были задержаны в апреле 2022 года.

Подобный обмен — довольно сложная процедура, рассказал NEWS.ru капитан I ранга заместитель главного редактора журнала «Воин России» Василий Дандыкин.

«Сам процесс — это довольно серьезная и во многом засекреченная работа. Киевская сторона многократно уточняет списки на обмен и относится к делу уж слишком избирательно. В первую очередь они пытаются вернуть тех, кто нужен Киеву по идеологическим мотивам. Это, естественно, „азовцы“ и прочие нацисты. О простых солдатах думают в последнюю очередь», — сказал Дандыкин.

По его мнению, обмен поварих из «Азова» именно сейчас может иметь конкретную политическую подоплеку. «Можно усмотреть в этом и показательный элемент, потому что все больше говорят о возможности выборов на Украине весной следующего года. Тут поварихи из Азова» могут быть пропагандистским ходом — показать, что, мол, вот есть на Украине такой Зеленский, который женщин из плена спасает, а не только вояк, да еще деньги обменянным дает как героям«, — добавил эксперт.

Поварихи «Азова» точно те, за кого себя выдают?

Бойцы украинских националистических подразделений типа «Азова» или «Кракена» при сдаче в плен неоднократно представлялись водителями, парикмахерами или поварами, чтобы избежать ответственности за военные преступления. Подозрения в подобном возникли и в отношении обменянных поварих: а те ли они, за кого их выдают? Могли ли они быть профессиональными военными, например снайперами?

По мнению Дандыкина, это маловероятно. «Я думаю, если бы они были снайперами, то вряд ли так просто попали бы в плен. Там же проверяют, а снайпера легко определить. Потому что снайперская винтовка дает отдачу, следы которой заметны, особенно на женском теле, это известная тема еще с Великой Отечественной. Есть и другие моменты, по которым можно снайпера вычислить. И со снайперами, по крайней мере если вспоминать опыт ВОВ, особо не церемонились», — сказал Дандыкин.

Он напомнил, что сейчас есть много информации о том, что снайперы ВСУ беспредельничают, в частности убивают гражданских. И вряд ли к ним отношение лучше, чем к немецким времен ВОВ.

«Потом, российская контрразведка проводила фильтрацию всех, взятых в плен на „Азовстали“. И там было под тысячу человек, они все должны были как-то питаться, и, судя по тому, что выходили они не скелетами, а вполне нормальными, питались они тоже нормально. А на сухпайках долго не пожируешь. Так что, скорее всего, это реальные поварихи», — заключил Дандыкин.

Могут ли пленные оказаться перевербованными

Не меньший интерес представляет версия о вербовке бывших пленных для использования их после обмена. Вербовка военнопленных — это инструмент, который существует давно, напомнил NEWS.ru ветеран группы «Альфа-антитеррор» подполковник запаса Андрей Попов. По словам Попова, для этого может использоваться как подстроенный побег, так и включение в списки обмена «вне очереди» как условие сотрудничества.

«Дело в том, что мотивация выйти на свободу во время плена довольно велика. И чтобы потом обменянные продолжали работать на иностранную разведку, у них предварительно получают подробную информацию об их жизни, чтобы потом шантажировать этими данными. Так что люди, которые возвращаются из плена, редко сразу попадают на значимые должности», — пояснил Попов.

По словам Дандыкина, сейчас вербовку военнопленных пытаются практиковать украинские спецслужбы. «Опыт Великой Отечественной войны говорит, что случаи засылки под видом бежавших или „окруженцев“ был, особенно этим занимался абвер, нацистская разведка. Немцы вербовали агентуру среди наших пленных, потом многие, оказавшись на нашей территории, приходили с повинной, некоторых даже перевербовывали и обратно к немцам отправляли. Сейчас я не могу сказать такого про российскую сторону, но то, что Украина этим занимается, это безусловно. Но тут уже поле деятельности наших специалистов контрразведки, которые с каждым вернувшимся из плена ведут беседы. По моим данным, уже есть случай добровольно сдавшегося с повинной», — рассказал Дандыкин.

По мнению Попова, обменянные поварихи, которые работали в составе батальона «Азов», тоже могут сотрудничать со спецслужбами. «Поварихи зачастую много знают. Кухня — это место, куда стекается много разной бытовой (и не только) информации. Специфика работы подразумевает обмен мнениями, а проще говоря, сплетни. Так что обменянные поварихи будут пожизненно числиться в украинских реестрах потенциально неблагонадежных. Возможно, некоторые из них столкнутся с оперативными мероприятиями СБУ», — сказал Попов.

Отправят ли поварих «Азова» вслед за летчицей Савченко

Тем не менее, по словам Дандыкина, вряд ли ВСУ будут разбрасываться обменянными пленницами. «Положение у ВСУ уже такое, что все больше женщин попадает непосредственно на передовую. В Курской области уже есть примеры, когда не только женщин-снайперов, но даже медсестер ставят в строй. Есть пример известной Савченко, бывшей летчицы, побывавшей у нас в плену. Она сейчас командир роты теробороны. Правда, Безуглая на нее вешает все просчеты украинских войск, как будто Савченко как минимум заместительница Сырского и планирует все операции. Это смешно, но факт, что случаи попадания женщин на фронт, у ВСУ есть», — отметил Дандыкин.

Скандально известная депутат Верховной рады Украины Марьяна Безуглая на днях обвинила бывшего депутата Надежду Савченко в отступлении из Очеретино. Савченко сейчас находится на фронте в звании капитана и служит командиром роты 112-й бригады теробороны. Там же служит и ее сестра Вера Савченко.

Как сообщают украинские СМИ, в ответ экс-летчица обратилась в СБУ с призывом проверить Безуглую «на предмет государственной измены и разглашения государственной тайны». По ее словам, Безуглая, которая является членом оборонного комитета Верховной рады, якобы «систематически» размещает публикации об «обороноспособности Вооруженных сил Украины, состоянии укомплектованности, обеспечения, системе построенных оборонных укреплений или об их отсутствии на конкретных направлениях».

По словам Дандыкина, учитывая, что качество пополнений у Киева все хуже и Украина уже не может нормально призвать новобранцев, таких случаев будет становиться все больше.

«Вплоть до того, что там начнут мобилизовывать женщин, и не на тыловые должности, а на передовую. Вполне вероятно, что и обменянные поварихи, немного покрасовавшись для пропаганды в тылу, опять попадут на фронт», — сказал Дандыкин.

Как сейчас ВСУ используют «азовцев»

Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону рассматривает дело в отношении предполагаемых участников украинского подразделения «Азов» с июня 2023 года. Изначально в деле фигурировали 24 человека. Всем им вменяют насильственный захват власти в ДНР весной 2022 года, а также участие в террористической организации. После свершившегося обмена на скамье подсудимых остались 12 человек, все мужчины, и следствие просит для них от 16 до 23 лет колонии.

Тем временем ВСУ перебросили под Часов Яр в ДНР бойцов нацбатальона «Азов», заявил военный эксперт Андрей Марочко. По его словам, таким образом командование украинской армии пытается сдержать оборону города, потому что «Азов» используют «для устрашения военнослужащих других подразделений».

«В район населенного пункта Часов Яр отмечено прибытие боевиков 12-й бригады специального назначения „Азов“. В задачи прибывшего взвода входит стабилизация обстановки и недопущение прорыва оборонительных рубежей», — отметил военэксперт.

Читайте также:

Как русские инженеры наводят понтонные мосты под Курском

Как саперы разминируют Курскую область: репортаж из освобожденных районов

«Украинцы минируют мебель»: беженка из Суджи о ситуации в Курской области