Самолет Су-27: производство и боевое применение Почему советский истребитель создавали дважды

Самолет Су-27 — советский и российский сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения. Оснащен двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами. Предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, в том числе и с применением ядерного тактического оружия. Является одним из основных самолетов ВВС России. «Лента.ру» рассказывает о создании Су-27 и его боевом применении.

Самолет Су-27: производство и боевое применение Почему советский истребитель создавали дважды
© Lenta.ru

История создания

В 1966-м США приступили к разработке тяжелого всепогодного истребителя четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle («Орел»), обладающего повышенной маневренностью и новыми системами управления вооружением.

Опыт воздушных боев во Вьетнаме показал несостоятельность применения истребителей F-4 Phantom II даже против устаревших советских МиГ-17, которые при энергичном маневрировании уклонялись от американских ракет, заходили «Фантомам» в хвост и расстреливали их из мощного пушечного вооружения.

В 1971 году в Советском Союзе была развернута программа разработки перспективного фронтового истребителя, который должен был по своим параметрам превзойти F-15. К теме были привлечены три советских авиаконструкторских бюро — Яковлева, Микояна и Сухого.

Один из создателей Су-27, авиаконструктор из КБ Сухого Олег Самойлович отмечал, что свои предложения по тяжелому перспективному фронтовому истребителю (ТПФИ) военные составили путем простого пересчета требований к F-15 с улучшением на десять процентов.

Самойлович писал:

Например, если дальность полета на высоте с внутренним запасом топлива (без подвесных баков) для F-15 составляла 2300 км, то от ТПФИ требовалась дальность 2500 км. Или, к примеру, время разгона с 600 до 1300 км/ч для F-15 было не более 20 секунд, нам задавалось — 17 или 18

В 1972-м состоялись два научно-технических совета, на которых аванпроекты Яковлева выбыли из конкурса. При этом, чтобы не тратить нервы на дальнейшую конкурентную борьбу, представители ОКБ Микояна предложили: пусть ОКБ Сухого разрабатывает тяжелый фронтовой истребитель как ответ на F-15, а они займутся созданием легкого истребителя в качестве антитезы американскому F-16 Fighting Falcon («Боевой сокол»).

Так было положено начало созданию истребителей Су-27 и МиГ-29.

Сотрудники Государственного научно-исследовательского института авиационных систем и Центрального научно-исследовательского института авиационной и космической техники Министерства обороны СССР провели математическое моделирование с целью определенияь целесообразностя смешанного парка истребителей и пришли к выводу, что он является оптимальным, при условии что будет состоять на треть из Су-27 и на две трети — из МиГ-29.

При этом главная роль «двадцать седьмых» заключалась в боевых действиях над территорией противника, тогда как основной задачей для «двадцать девятых» становилось прикрытие с воздуха своих наземных войск.

Проект тяжелого истребителя получил в КБ Сухого индекс Т-10, и его главными конструкторами в разные годы были Наум Черняков, Михаил Симонов, Артем Колчин и Алексей Кнышев.

Летные испытания

Опытный образец под названием Т-10-1 впервые поднялся в воздух 20 мая 1977 года под управлением шеф-пилота ОКБ Сухого, заслуженного летчика-испытателя Владимира Ильюшина — сына знаменитого авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Владимир Ильюшин высоко оценил будущий Су-27:

Когда я оторвал колеса этой машины от бетона, поднимая впервые ее в воздух, я понял: он может больше, этот самолет, чем может летчик. И для того, чтобы использовать все его прекрасные возможности, необходимо совершенствоваться самому, что это тот самолет, который можно ожидать всю жизнь

Однако проект поначалу шел крайне тяжело. 7 июля 1978 года заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Евгений Соловьев, исследуя устойчивостьТ-10-2, погиб в полете, после того как за две с половиной секунды произошло полное разрушение конструкции.

Выяснилось, что в двигателях АЛ-31Ф, которые разработало ОКБ «Сатурн», не выполнены требования по значениям максимальной тяги. Самойлович вспоминал: «Для нас недобор характеристик двигателя означал, что самолет не доберет ни дальности, ни скорости полета на высоте и у земли».

У разработчиков возникли сомнения в том, что существующая конструкция превосходит F-15. Ввели уточненные данные американского истребителя в модель воздушного боя. Михаил Симонов отмечал:

Результат получился обескураживающий: если в исследовании боев с первой моделью F-15 наш самолет превосходил его на 35 процентов, то теперь он настолько же уступал. А это значит, что еще на стадии проекта мы проигрывали вероятному противнику

Разразился грандиозный скандал — министр авиационной промышленности СССР Василий Казаков был вне себя: мало того что двигатели не годились, так разработчики предложили, по сути дела, с нуля делать машину, составив программу увеличения боевой эффективности истребителя, а это срывало все производственные сроки.

Однако производить посредственную машину, заведомо уступающую американскому самолету, было еще хуже, и министр сдался.

Создание нового варианта Су-27

В ходе модернизации двигатель перепроектировли, а сами моторы были перенесли из нижней в верхнюю часть самолета. Скругленные законцовки крыла и наплывов уступили место крылу полностью трапециевидной формы с остроконечными наплывами и флаперонами вместо элеронов и закрылков.

Были изменены обводы носовой части крылатой машины, тормозные щитки перенесли из нижней части фюзеляжа за кабину летчика, а сам фонарь кабины сделали не сдвигающимся назад, а открывающимся вверх-назад.

Симонов резюмировал:

От старой машины осталось немного или почти ничего: шины колес основных стоек шасси и катапультное кресло К-36. Новый самолет получил название Т-10С, то есть серийный. Весь самолет спроектировали заново, на новых уровнях понимания, технологии и боевой эффективности. Самолет стал новым, но название его оставили старым — Су-27

Катастрофы и аварии

20 апреля 1981 года Владимир Ильюшин поднял в небо опытный самолет Т-10С-1. И снова на втором опытном экземпляре произошла катастрофа — пилотируя Т-10С-2 23 декабря 1981 года погиб летчик-испытатель 1-го класса Александр Комаров.

Летчик-испытатель КБ Сухого Николай Садовников, который в роковом полете сопровождал товарища на Су-7, вспоминал:

Мы сблизились, я увидел, что с его самолета откуда-то сошли мощные вихри, и самолет вдруг стал вращаться. Я немедленно спросил: «Что у тебя?» Саша молчал, его самолет шел вниз, и мимо меня неслось что-то черное

Самому Садовникову повезло куда больше. 17 июля 1983 года на самолете Т-10-17 летчик попал в зону сильнейшей предгрозовой турбулентности, в результате чего правое крыло разрушилось. С громадным трудом пилот привел искалеченную машину на аэродром НИИ ВВС.

Начальник института генерал-полковник авиации Леонид Агурин, осмотрев вместе с представителями ОКБ самолет, сказал:

Многое пришлось повидать за свою испытательскую жизнь, но такого не видел никогда. Какая колоссальная боевая живучесть. Выходит, если взрывом ракеты отрубит крыло, то Су-27 придет домой на одном крыле

Производство и конструкция Су-27

В 1982 году на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство Су-27, первые машины стали поступать в войска в 1984-м, на вооружение самолет был принят 23 августа 1990 года — после завершения государственных испытаний и устранения основных недостатков. В кодификации НАТО Су-27 получил название Flanker («Удар во фланг»).

Планер Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме: его крылья плавно соединяются с фюзеляжем, образуя единый несущий цельнометаллический корпус с большим применением титановых сплавов. Стреловидность крыла по передней кроме составляет 42 градуса, по задней — 15 градусов. Самолет получил трехопорное шасси, двухкилевое вертикальное оперение и носовую часть, отклоненную вниз.

Благодаря электродистанционной системе управления (ЭДСУ) летчик на Су-27 мог гораздо быстрее и точнее пилотировать крылатую машину. Необходимость установки ЭДСУ была связана с тем, что с целью улучшения маневренности «двадцать седьмой» был сконструирован статистически неустойчивым при дозвуковых скоростях.

Су-27 имеет два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31Ф с форсажными камерами с силой тяги на форсаже до 12 500 килограмм-сил каждый. Моторы размещены в широко разнесенных мотогондолах под хвостовой частью фюзеляжа самолета.

Топливо размещается в шести встроенных баках общей емкостью до 9600 килограммов (для Су-27УБ — 9300 килограммов). Во избежание пожара внутреннее пространство баков заполнено пенополиуретаном.

Тактико-технические характеристики и вооружение

Длина самолета составляет 21,934 метра, высота — 5,93 метра, размах крыла — 14,70 метра, масса пустого самолета — 16 000 килограммов, максимальная масса боевой нагрузки — 6000 килограммов, максимальная скорость у земли — 1400 километров в час, максимальная скорость на высоте — 2430 километров в час, практический потолок полета — в среднем 18 километров, максимальная дальность полета — 3250 километров, боевой радиус действия — 1200 километров.

Су-27 вооружен автоматической одноствольной 30-миллиметровой авиационной пушкой ГШ-30-1 с боезапасом в 150 снарядов. Может нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», а также авиабомбы.

На борту новой машины установлена станция предупреждения об облучении Р-864, блоки выброса радиопомех, радиолокационные прицельные комплексы, в том числе нашлемная система целеуказаний «Щель-ЗУМ» и ряд других электронных устройств управления полетом и стрельбой.

Рекорды и воздушные фигуры

«Двадцать седьмой» оказался очень маневренным самолетом, с отличной скороподъемностью — в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг на МиГ-27 высоты в три километра всего за 25,4 секунды. В 1987-м Николай Садовников поднялся до 15 километров за 76 секунд.

Вновь Пугачев поразил всех в июне 1989 года на Международном авиасалоне в Ле-Бурже, продемонстрировав на Су-27 фигуру высшего пилотажа в виде динамического торможения, когда самолет резко задрал нос в полете, некоторое время летел хвостом вперед, а затем возвратился в исходное положение.

Эффектная фигура, названная «коброй Пугачева», в воздушном бою имеет практическое применение, позволяя пилоту уклониться от ракет с радиолокационными головками наведения или уйти от преследования противника.

Летчик-испытатель Евгений Фролов на Су-37 исполнил другую воздушную фигуру, названную «Чакрой Фролова» и представляющую собой своеобразный кульбит с разворотом в плоскости тангажа на 360 градусов. В реальном бою, совершив такую фигуру пилотажа, летчик может пропустить противника вперед, повиснув у него на хвосте.

Модификации и боевое применение

Самолет Су-27 получил дальнейшее развитие. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций, среди которых учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-27М, двухместный Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34, экспериментальный Су-37.

Боевое крещение «двадцать седьмые» получили во время войны в Абхазии 1992-1993 годов, в составе ВВС Эфиопии воевали против Эритреи в 1999-2000 годах, сбив три эритрейских МиГ-29, участвуют в боевых действиях на Украине, а также наносят удары по объектам исламских террористов в Сирии.

В настоящее время Су-27 и их модификации эксплуатируются в девяти государствах мира, в том числе состоят на вооружении в странах СНГ. По итогам интернет-голосования, который провел на своем сайте авторитетный международный журнал Flight International, Су-27 признан одним из лучших боевых самолетов ХХ века.