Илон Маск - Герой России? Наши военные с успехом используют Starlink

Российские войска используют трофейные терминалы Starlink для улучшения координации боевых действий и повышения эффективности своего комплекса тактической разведки и нанесения ударов. Пишет об этом американское издание Washington Post, журналисты которого побывали на Донбассе.

Илон Маск - Герой России? Наши военные с успехом используют Starlink
© Свободная пресса

Терминалы Starlink всё чаще появляются на российских позициях на передовой, они позволяют бить украинцев их же оружием, повышая точность тактического огня.

Командир украинского взвода беспилотников, действующего в районе Новогродковки (к юго-востоку от Покровска), рассказал Washington Post, что украинские разведывательные БПЛА начали массово фиксировать терминалы Starlink на российских позициях в этом районе еще в сентябре. Появление терминалов совпало с сокращением количества перехваченных российских радиопереговоров.

Трофейных терминалов Starlink на Кураховско-Покровском направлении уже достаточно, чтобы обеспечить ими тактические группы. Издание пишет, что успешное применение трофейных терминалов позволило осуществить несколько крупных операций, в том числе они сыграли важную роль в освобождении Угледара.

Российская РЭБ уже выявила уязвимости в системе связи Starlink. Западные эксперты называют как минимум три случая, когда массированное глушение терминалов Starlink у ВСУ позволило провести крупные наступательные операции.

Сначала в ноябре 2022 года, когда после масштабного взлома спутниковой связи с помощью сверхсекретной системы РЭБ «Тобол-1» украинцы лишились «глаз» и «ушей». Это позволило Сергею Суровикину провести блестящую операцию по перегруппировке войск на правом берегу Днепра и отводу войск на левый берег. Украинцы даже не смогли использовать свои БПЛА и высокоточную артиллерию.

Затем масштабный сбой Starlink произошел в феврале этого года в районе Авдеевки. Это позволило дезориентировать оставшийся в городе украинский гарнизон и быстро завершить операцию по освобождению. Потери ВСУ были гигантскими.

Третья успешная операция до дискредитации Starlink прошла уже в мае нынешнего года, выяснила Washington Post со ссылкой на украинских военных. С началом российского наступления на Харьковскую область украинские разведывательные дроны «ослепли» из-за наведенных помех, была нарушена связь между подразделениями.

Сейчас Starlink успешно глушится над Курской областью, украинский оккупационный корпус лишен возможности применять терминалы для координации огня. Это, кстати, одна из причин гигантских потерь дорогой и современной натовской бронетехники, которую методично уничтожают российские БПЛА.

Теперь же, как видно, российские войска взяли на вооружение иную тактику. Если раньше Starlink просто глушили, то теперь его научились перехватывать и использовать. Причем украинцы лишены возможности борьбы с трофейными терминалами Starlink, ведь в этом случае они и сами лишатся спутниковой связи.

Starlink играет важнейшую роль в обеспечении так называемого «тактического разведывательно-ударного комплекса» (TRSC, по натовской терминологии), пишет в аналитической записке американский Институт изучения войны (ISW.

Согласно советской, российской и украинской военной доктрине, разделяется “разведывательно-ударный комплекс” (РУК) и “разведывательно-огневой комплекс” (РОК). То есть системы ведения огня (авиация, ствольная артиллерия, реактивная артиллерия и т.д.) логически разделены по дальности действия.

РУК изначально был связан с решением оперативных задач, а РОК – тактических. Однако в ходе СВО как российская, так и украинская стороны объединили оперативные и тактические системы для достижения прямых тактических результатов. То есть фактически используется уже натовская концепция TRSC.

TRSC представляет собой комбинацию повсеместной тактической разведки (в основном с помощью БПЛА); высокоточного артиллерийского огня (с корректировкой с помощью БПЛА); высокоточных боеприпасов (запускаемых с БПЛА, самолетов и вертолетов).

Таким образом, TRSC сочетает в себе дальнобойные удары (БПЛА, ракеты и реактивные снаряды большой дальности) с огнем на малой дальности (ствольная артиллерия, тактические беспилотники и ракеты малой дальности) для создания тактических эффектов, имеющих значение на оперативном уровне.

Естественно, чтобы обеспечить быструю и бесперебойную координацию всех элементов TRSC, нужна связь. У украинской стороны для этого задействованы Starlink. Российские войска с начала СВО в основном полагаются на радиосвязь для координации боевых действий и передачи информации о целях для огневых и ударных подразделений (непосредственный аналог Starlink, система «Рассвет», пока только в разработке).

Так что доступ Украины к более надежной и защищенной Starlink предоставил ВСУ технологическое преимущество для проведения более эффективной боевой координации. Однако теперь это преимущество просто потеряно.

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, – в теме «Свободной Прессы».