The Times: Сырского растерзают, когда вскроются масштабы потерь, ему мало уже 40 тысяч солдат в месяц

Генеральная прокуратура Украины сообщила, что с января по сентябрь 2024 года была возбуждено 51 тысяча уголовных дел за дезертирство и самовольное оставление воинской части. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было зарегистрировано 24 тысячи случаев. А в 2022 году было возбуждено лишь 9 тысяч уголовных дел.

The Times: Сырского растерзают, когда вскроются масштабы потерь, ему мало уже 40 тысяч солдат в месяц
© Свободная пресса

Такое резкое увеличение числа дезертиров свидетельствует о растущем напряжении среди военнослужащих, которые находятся под постоянным моральным прессингом, пишет британское издание The Times.

Национальную дискуссию о дезертирах снова спровоцировала история Сергея Гнездилова, известного журналиста и создателя литературного фестиваля. Он был мобилизован в 2022 году, вскоре после начала СВО.

24-летний военнослужащий 56-й отдельной мотопехотной бригады получил недельный отпуск для прохождения медицинского обследования. Но вместо того, чтобы отправиться в госпиталь, Гнездилов дезертировал через Павлоград в Киев. Таким образом журналист собирался выразить протест против драконовских законов Украины о принудительной мобилизации.

Гнездилов заявил The Times, что риск оказаться в тюрьме был для него приемлемым, так как он не видел иной альтернативы.

- В тюрьме ты хотя бы знаешь, когда сможешь выйти, - заявил Гнездилов, когда его задержали вскоре после прибытия в столицу. Он не единственный: тысячи украинских солдат, измотанные годами нескончаемых боев, начинают рассматривать дезертирство как единственный выход из ситуации.

Гнездилов, который сейчас скрывается от правосудия в Закарпатье, заявил в интервью The Times, что многие его боевые товарищи точно так же дезертировали, используя предлог отпуска по болезни. Однако большинство просто скрываются, только Гнездилов осмелился заявить об этом открыто.

Гнездилов теперь возглавил общенациональный протест против законов о мобилизации. Они не устанавливают фиксированного срока службы для военнослужащих, а командование заставляет их оставаться в армии на неопределенный срок.

Систематическое дезертирство также обнажает глубокие социальные и моральные проблемы внутри украинского общества, подчеркивает The Times. На Украине подлежит призыву около 5 млн человек, которые фактически не служат. То есть все общество поляризовано на тех, кто служит и тех, кто «косит» от службы, имея блат или деньги.

- Солдаты устают и теряют мотивацию, когда видят, что есть миллионы украинцев, которые могут служить, но вместо этого продолжают жить своей жизнью, не заботясь ни о чем на свете, - заявил в интервью дезертир Гнездилов, которому грозит до 12 лет колонии строгого режима.

The Times пишет, что по мере того, как дезертирство будет становиться все более массовым, на Украине будет нарастать внутренний конфликт и ненависть к правящему режиму.

По стандартам НАТО, в которое Владимир Зеленский так усиленно стремится, ротация военнослужащих должна производиться как минимум раз в 6 месяцев.

При этом военнослужащие 72-й механизированной бригады ВСУ, которые стояли в Угледаре, не ротировались более 2 лет. Это в итоге позволило Российской армии провести решительный штурм и опрокинуть истощенную украинскую оборону.

Однако даже с учетом того, что ВСУ каждый месяц мобилизует якобы около 40 тысяч человек (по крайней мере, такие цифры приводит украинский Генштаб), ротация подразделений на передовой не проводится. Вывод напрашивается простой и однозначный: масштабы потерь ВСУ такие огромные, что все мобилизованные направляются просто для пополнения полностью выбитых подразделений.

При этом по всей стране уже много месяцев проходят акции протеста жен и матерей мобилизованных. Благодаря принятому в апреле закону о мобилизации на Украине создали электронную базу данных и снизили призывной возраст с 27 до 25 лет. В законопроект, разработанный правящей партией Зеленского «Слуга народа», изначально был включен пункт о демобилизации.

Предусматривалось, что срок службы не может превышать 3 лет. Однако в последний момент перед рассмотрением в Верховной Раде этот пункт был изъят из законопроекта по личному требованию главкома ВСУ Александра Сырского, получившего в войсках прозвище «мясник».

The Times направил официальный запрос в Минобороны Украины с требованием прокомментировать, почему в законе нет понятия демобилизации.

Ответ поражает своим цинизмом: «Демобилизационные мероприятия приведут к снижению боеспособности частей, срыву наступательных и оборонительных действий, нарушению ротации частей».

Хотя на самом деле, истинная причина в том, что для организации «мясных штурмов» Сырскому нужно как можно больше мобилизованных, и отпускать их с передовой генерал не собирается.

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, - в теме «Свободной Прессы».