Войти в почту

Мобильный телефон доведет до гауптвахты

За использование смартфонов и планшетов в зоне специальной военной операции будет полагаться дисциплинарный арест, но только в том случае, если это самое использование не было продиктовано необходимостью выполнить ту или иную боевую задачу. Соответствующий закон, регламентирующий особенности наложения дисциплинарного ареста, вступает в силу во вторник, 8 октября. «Парламентская газета» разбиралась в документе.

Мобильный телефон доведет до гауптвахты
© Парламентская газета

Кто попадет под новые правила?

Сам документ носит название «Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции» и устанавливает суть дисциплинарного ареста, а также механизм его назначения: кто, как и при каких условиях может это делать.

Так, в соответствии с текстом закона он непосредственно распространяется на военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, а также на территориях, где введено военное положение. Дисциплинарный арест как мера ответственности назначается за грубые дисциплинарные проступки, перечень которых определен отдельно, ходатайствовать о нем могут прямые начальники провинившегося солдата или лица, проводившие разбирательство. За самим военнослужащим закон закрепляет право давать объяснения, предоставлять доказательства своей невиновности, знакомиться с обстоятельствами разбирательства, участвовать в рассмотрении материалов и обжаловать назначение ареста.

«Дисциплинарный арест назначается незамедлительно, но не позднее 2 суток со дня окончания разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка, — говорится в документе. — Дисциплинарный арест назначается на срок до 10 суток за один грубый дисциплинарный проступок. За несколько грубых дисциплинарных проступков дисциплинарный арест назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 15 суток».

При этом военнослужащий, попавший под дисциплинарный арест, лишается еще и денег: ему выплачиваются только оклад по воинскому званию, должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет, если он имеет на нее право. Все остальные выплаты и надбавки временно приостанавливаются.

Перечень грубых проступков, за которые могут назначить арест, включает в себя двадцать пунктов. К ним относятся, например, нарушение правил и требований, устанавливающих порядок секретного делопроизводства, исполнение воинских обязанностей в нетрезвом виде, умышленное уничтожение или нецелевое расходование подотчетного военного имущества, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению безопасности. Дисциплинарный арест также может применяться к командирам, если они нарушили правила безопасности, что повлекло за собой гибель или нетрудоспособность (в том числе временную) подчиненного.

Отдельный запрет наложен на использование интернета в зоне СВО и территориях, где введено военное положение. Так, попасть под арест можно будет за распространение любой потенциально опасной информации: о других военнослужащих (включая уволенных со службы) и членах их семей, о своей деятельности или деятельности сослуживцев, о работе органов военного управления и так далее.

Кому запретят электронику?

Прописан в законе и запрет на мобильные телефоны. В частности, ими нельзя пользоваться военнослужащим, которые находятся на боевом дежурстве, участвуют в походах военных кораблей, выполняют приказы командиров, проходят военные сборы и так далее. Однако этот пункт снабжен крайне важной пометкой: 

«Данное положение не распространяется на военнослужащих и приравненных к ним лиц в случае, если указанные электронные изделия используются ими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами».

«Нужно понимать, что разного рода гаджеты в условиях военных действий используются регулярно и использоваться будут, — пояснил для «Парламентской газеты» депутат Госдумы и глава «Союза добровольцев Донбасса» Александр Бородай, находящийся в данный момент непосредственно на территории СВО. — И логика тут простая: если гаджет используется во время боевой операции, то использоваться он может только для достижения поставленных целей».

Напомним: ранее «Парламентская газета» подробно рассказывала, как готовился указанный законопроект и какие дискуссии породила инициатива.