Израиль объявил генсека ООН Гутерриша персоной нон грата
Министерство иностранных дел Израиля объявило генсека ООН Антониу Гутерриша персоной нон грата. Решение принято в свете «реакции Гутерриша на нападение Ирана на Израиль, в котором он не осудил серьезную агрессию однозначно», говорится в заявлении.
Также глава МИД Исраэль Кац обвинил Гутерриша в том, что тот до сих пор не осудил нападение движения ХАМАС на Израиль 7 октября прошлого года, а также не предпринял попыток объявить ХАМАС террористической организацией.
При этом ранее, в начале 2022 года, когда власти частично признанной республики Косово провозгласили персоной нон грата российского представителя, в ООН отметили, что «доктрина персоны грата не распространяется на персонал организации и не предусмотрена положением о миссии».
О последствиях этого заявления для генсека ООН и самого Израиля говорит профессор Дипломатической академии МИД России Андрей Володин:
— Сейчас время турбулентности, время переходное. В переходное время международные институты шатаются. Гутерриш — человек, откровенно говоря, слабый, и стабилизировать эти отношения, институты он не может. Вообще, по моему непросвещенному суждению, последним самостоятельным генеральным секретарем ООН был Бутрос Гали, но Бутроса Гали довольно быстро убрали. А Израиль оказался в безвыходном положении. Он находится в абсолютно враждебной среде, а демографический людской потенциал Израиля несопоставим с потенциалом его соседей. Раньше все держалось на психологическом факторе, на факторе страха. 7 октября 2023 года страх прошел. Получается только один выход — признание двух государств, Израиля и Палестинского государства, о чем говорят документы ООН и на чем мы ведь давно уже настаиваем.
— Какие процедуры ООН может инициировать после заявления МИД Израиля? И эти самые процедуры могут выйти боком международному положению Израиля в нынешней обстановке?
— Думаю, что нет, просто потому, что положение Израиля хуже некуда. Израиль обречен, не надо быть Генри Киссинджером, чтобы понять сложную политическую и демографическую ситуацию в районе Восточного Средиземноморья. Даже если Израиль будет осужден, они находятся в отчаянном положении и просто проигнорируют решение ООН, осуждающее их.
По заявлению Тегерана, вчерашний удар — это законный ответ на нарушение суверенитета страны, на убийство генсека «Хезболлы», главы политбюро ХАМАС и командующего силами «Кудс».
По результатам ракетной атаки известно о двух погибших — палестинском рабочем, который оказался на месте падения обломков ракеты в городе Иерихон на Западном берегу Иордана, и пострадавшем от обстрелов гражданине Грузии, который умер в больнице. ЦАХАЛ же утверждает, что большинство ракет были сбиты, но некоторые упали на открытой местности, а серьезного ущерба боеспособности ВВС Израиля не было.
О том, будет ли дальнейшая эскалация, рассуждает аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Александр Наджаров:
— Я думаю, пока что все. Мы видим очень похожую на апрель этого года ситуацию, да, с несколько более серьезным ударом, но, видимо, дальше Иран эскалировать пока что не будет.
— Какой ключевой фактор этой вероятной приостановки: закончились ракеты или таков и был план?
— Я думаю, это осознанное решение, потому что военная целесообразность и эффективность таких ударов несколько ограниченна. Мы увидим более серьезные последствия, в том числе для ВВС Израиля, потому что как минимум мы видели два геолоцированных «Патриота» по двум авиабазам, даже на одном месте заявлялись вторичные детонации, но, когда придут спутниковые снимки, будет о чем предметно разговаривать. Но складывается ощущение, что результаты будут более серьезны. С другой стороны, критического урона эти атаки нанести не могут, поэтому продолжать их достаточно бессмысленно. В первую очередь смысл этой атаки не военный, а политический, он в том, чтобы показать своим союзникам в регионе, что Иран будет отвечать на эскалацию Израиля. Второе, что важно, — показать Израилю, что дальнейшие его шаги по ударам по той самой шиитской оси и по иранским военным объектам в Ливане, Сирии, дальнейшие точечные ликвидации политического руководства КСИР, ХАМАС, «Хезболлы» не останутся без ответа. Я думаю, что это еще и определенное послание американцам, потому что не зря президент Ирана говорил, что мы пытались договориться, и в целом вчерашний удар — это Иран шлет довольно ясный сигнал о том, что у нас не получилось договориться, поэтому мы отвечаем.
— При всем этом мы понимаем, что Израиль намеревается продолжать свою операцию на юге Ливана, и есть предупреждения об эвакуации?
— Да, операция будет продолжаться, огневое поражение будет наноситься, судя по всему, есть информация, что Израиль уже в ближайшее время начнет наземную операцию, что представляет собой крайне рискованный шаг, это будет уже третий танец на граблях с 1982 года. Ни один из таких походов в Иран для Израиля в стратегическом плане ничем хорошим не закончился, после каждого такого похода «Хезболла» становилась только сильнее. Рискнут ли они повторить «успех» 1982 и 2006 годов, не берусь сказать, но все больше и больше информации указывает на то, что такое решение может быть принято, и мы действительно увидим даже наземную операцию.
Израильские военные ранее заявили, что регулярные пехотные и бронетанковые подразделения присоединяются к наземной операции в Ливане, а иранские военные подготовили к запуску еще сотни ракет на случай, если Израиль или США нанесут ответный удар, пишет The New York Times со ссылкой на членов Корпуса стражей исламской революции. Совбез ООН на этом фоне собирает экстренное заседание.