Таллин потратит миллионы на цели для "Кинжалов"

В октябре Эстония начнет тестирование прототипов бункеров, которые будут установлены на границе с Россией. Об этом со ссылкой на Государственный центр оборонных инвестиций сообщает портал Эстонской национальной телерадиовещательной компании (ERR).

Таллин потратит миллионы на цели для "Кинжалов"
© Свободная пресса

«Мы выбрали три разных варианта бетонных бункеров, которые сейчас производятся, и начнем их тестировать, чтобы выбрать один стандарт, по которому будут построены все 600 бункеров», - пояснила руководитель отдела инфраструктуры центра Кади-Кай Колло.

В чем особенность каждого из вариантов, а также как именно пройдет тестирование, она не уточнила.

Напомним, в январе министры обороны Латвии, Литвы и Эстонии договорились о создании общей оборонительной линии на границе России и Белоруссии. Замглавы эстонского оборонного ведомства Кайдо Тийтус заявил тогда о готовности «сделать цену нападения на Эстонию для России как можно выше».

Понятно, что Москва не собирается атаковать эстонскую границу. Но у страха, как говорится, глаза велики. Причем настолько, что официальный Таллин решил на всякий случай позаботиться о возведении подземных объектов физической защиты. Якобы они помогут «задержать противника на границе и выиграть время для того, чтобы союзники пришли на помощь».

Всего к концу 2026 года Минобороны страны планирует построить 600 бункеров. Бункерная линия разместится на расстоянии до 40 км от границы и протянется от северной части Чудского озера к южной части Эстонии. Возведут укрытия на государственных землях, но если потребуется, то они могут появиться и на частных участках.

Проект оценивается в 60 млн евро. Но скорей всего это не окончательная сумма.

Ранее сообщалось, что площадь каждого бункера составит 35 кв. метров, и он сможет вместить до 10 человек. По словам того же Тийтуса, назначенного руководить проектом оборонной зоны, это будут модульные сооружения, которые можно будет легко установить, восстановить и при необходимости переместить.

Бетон, естественно, под соответствующие критерии не подходил. Поэтому в качестве альтернативы предложили сделать укрытия пластиковыми. С выбором должны были определиться к концу мая в ходе испытаний, по условиям которых бункер должен выдерживать прямое попадание снаряда калибра 152 мм.

Поскольку Колло упомянула бетонные варианты, видимо, он и победил. Теперь прототипы бункеров пройдут тестирование, после чего будет объявлен тендер на их изготовление.

Строительство планируется на начало 2025 года, а к концу того же года бункеры должны быть уложены под землю и засыпаны слоем грунта толщиной в полтора метра. Доступа к ним не будет. Как дали понять в Минобороны Эстонии, «это не туристическая зона». Поэтому входы в укрытия будут либо заперты, либо их вообще сначала не сделают, а оборудуют при приведении системы в боевую готовность.

Но какой смысл Эстонии с ее проблемами в экономике тратить миллионы евро на «защиту», от которой – случить что – наши ракеты мокрого места не оставят? Тот же гиперзвуковой «Кинжал» без особых проблем пробьет десятки метров бетона и камня…

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, главного редактора ИА Baltnews Андрея Старикова:

- Тестирование, безусловно, требуется. Надо собрать подрядчиков, которые готовы реализовывать этот заказ, каждый представит свой образец бункера. После этого, как это водится, необходима большая пьянка, чтобы уже кулуарно обсудить с каждым из подрядчиков, сколько он готов «откатывать» от заказа. Оборонному ведомству, политическому руководству, приграничным властям, где хотят разместить эту цепь бункеров, а также натовскому командованию, кто участвует в этой афере.

Бюджет проекта, естественно, в процессе поменяется и вырастет раза в два, а то и более. Как мы наблюдали с такой же авантюрой – железной дорогой Rail Baltica. То есть, такие встречи нужны, чтобы договориться формально, как эти деньги между собой поделить. Какого-то практического измерения в этих бункерах, конечно же, нет.

Они и не рассчитывают то, что бункеры, действительно, помогут - допустим, при обмене ракетными ударами. Но эта история ложиться в их картинку потенциального конфликта с Россией. Как они это видят и как говорят, наверное, лет десять очень активно. А, на самом деле, и все двадцать лет - с 2004 года, с момента вступлении в Североатлантический альянс.

«СП»: Поясните.

- Они видят российскую атаку на себя, которой они грезят, как конвенциональную военную операцию – что, условно говоря, будет заходить пехота большими группами и бронетехника. При этом мы уже наблюдаем, как конфликт на украинском театре перешел в конфликт дронов.

Но эти прибалтийские ребята мыслят старым категориями. И их задача - как они видят - это сдержать продвижение российских войск на запад, пока натовцы мобилизуются, перегруппируются и т.д. Поэтому у них есть три плана с разными временными характеристиками: сверхбыстрое реагирование, быстрое реагирование, и уже далее – подход основных натовских войск из Западной Европы. Отсюда все разговоры и моделирование, за сколько эти территории сможет захватить Россия.

«СП»: Получается, они готовы себя в жертву принести?

- Тут большой вопрос, мы в голову не залезем к ним. Они продают натовцам эту готовность принести себя в жертву. В ответ получают деньги на расширение полигонов, получают политико-дипломатическую поддержку, получают карт-бланш на то, чтобы гнобить и выдавливать оставшееся русское население.

На что они готовы на самом деле, мы не знаем. Но я убежден, что политическое руководство балтийских стран, в частности, Эстонии готово к тому, чтобы в течение часа сесть самолет и улететь в Лондон. Так оно скорей всего и будет в случае какой-то заварушки, которую они сами и спровоцируют.

Они торгуют своей «жертвенностью» как таковой в течение всех постперестроечных лет. А до этого этим занимались коллаборанты, сотрудничающие с нацистами на территории балтийских стран и бежавшие после окончания войны на Запад.

Это образ жертвы, якобы оккупированной Советским Союзом. Это образ народов, который угнетали. И поэтому сегодня им можно измываться над русскими, проживающими на территории прибалтийских стран. Это продажа образа, как они это называют, восточного фланга НАТО. Восточного форпоста НАТО. Мол, мы такие героические, мы готовы принять на себя удар «русского Мордора», но за это любите нас, платите нам, содержите нас и закрывайте глаза на все наши особенности. Которые когда-то, лет десять назад, действительно, мозолили глаза евробюрократам – начиная, со слетов и нацистских маршей легионеров СС в Эстонии и Латвии, заканчивая политикой дискриминации русских.

Просто это слабо ложилось в правозащитный дискурс ЕС и немного его дискредитировало. А сейчас западники отдали на откуп прибалтам экспертизу по России.

«СП»: Что это значит?

- Это значит, что Европарламент принимает и закладывает в свои резолюции то, что пишут прибалтийские функционеры ЕП. Ну и немного поляки.

В этом контексте бункерный проект - еще один маленький виток. Еще одна возможность поделить деньги на строительстве, занять местное население приграничных территории, которое в целом бедное. В Эстонии это Ида-Вирумаа и Нарва, где много русских, что всегда беспокоило прибалтийскую политическую публику.

Поэтому там заодно усилится военный компонент, контингент натовцев, хотя он и так перманентно усиливается. Более активно поработают спецслужбы, потому что когда будут реализовывать этот подряд на бункеры, можно параллельно установить нелояльных. Но смотреть на это с точки зрения военной логики, сопоставляя, допустим, ракетный потенциал России и эти бункеры, никто не собирается. Там работа идет вне этой логики. Нужна имитация деятельности, нужна какая-то занятость, на которой можно заработать.