Варшава копит силы для реванша, забыв, что за "банкет" придется платить
Польский гонор все-таки явление маниакальное. Как иначе расценить заявление министра обороны этой страны Владислава Косиняк-Камыша о том, что Варшава намерена поставить «мировой рекорд» по тратам на военные нужды, а именно: довести их в 2025 г. до 4,7 % от национального ВВП, что эквивалентно примерно 50 млрд долларов.
Еще недавно Польша, как и большинство ее европейских союзников по НАТО, едва могла наскрести на армию два процента. За что получала нагоняй от Дональда Трампа, который в бытность президентом США нередко критиковал членов альянса за несоблюдение обязательств по расходам на оборону.
А теперь такой размах...
«Абсолютный рекорд, рекорд мира, который установит Польша. Это в основном деньги, которые предназначены на закупки как в польской, так и в иностранной оборонной промышленности», - пообещал Косиняк-Камыш.
Между тем, согласно данным на сайте НАТО, в текущем году польские оборонные расходы уже достигли 4,12 % от национального ВВП, приблизившись к 41,5 млрд долларов, что позволило стране занять первое место среди членов альянса по этому показателю. Более трех процентов выделяют только Эстония, США, Латвия и Греция. Остальные «блоковцы» все еще тратят на оборону менее 2% от ВВП.
Но даже те 4,7%, которые Польша, по словам ее министра обороны, намерена направить на военные нужды от своего ВВП, - а это ни много ни мало 190 млрд злотых – оказывается, не предел. По информации радиостанции RMF FM, правительство Дональда Туска уже заявило о стремлении довести расходы на оборону до 5% от валового внутреннего продукта.
То, что запросы, как говорится, «не по зарплате», видимо, роли не играет. Возникшую в результате роста оборонных расходов недостачу в бюджете политики коалиции планируют ликвидировать в числе прочего за счет отмены государственных субсидий для населения за электроэнергию. Кроме того, как сообщил Money.pl источник в правительстве, Польша надеется часть расходов компенсировать из бюджета ЕС. Поскольку, как он выразился, «мы являемся прифронтовой страной и несем ответственность за весь Евросоюз».
В общем, Варшава вооружается до зубов.
По данным профильного ресурса Defense Romania, поляки уже заключили «впечатляющие» оружейные контракты на поставку сотен танков M1 Abrams и K2 Black Panther, сотен самоходных гаубиц K9 Thunder, десятков самолётов FA-50 и F-35.
В августе подписано соглашение о покупке у американской компании «Боинг» (Boeing) 96 ударных вертолетов AH-64E Apache на общую сумму более 9 млрд долларов. Плюс правительство республики ранее заявляло о планах по итогам международной выставки вооружений, проходившей в польском городе Кельцы с 5 по 9 сентября, подписать контракты с местными и иностранными компаниями на сумму 515 млн долларов.
Но зачем Польше столько оружия? И «по зарплате» ли банкет?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога-полоноведа, эксперта по вопросам территориального и регионального планирования и развития Станислава Стремидловского:
- Нет, это, конечно, не по зарплате банкет. Потому что в будущем году в Польше ожидается рекордный - под 290 млрд злотых - дефицит госбюджета.
При этом, действительно, военные расходы обещают быть тоже рекордными.
Частично это оправдано. Потому что когда Польша в конце 80-х вышла из Варшавского договора, у неё тогда еще была неплохая, по-моему, армия, созданная по советскому образцу. Но потом ею очень долго практически не занимались, там не было перевооружения.
Ввиду украинского конфликта поляки, собственно, отдали Киеву все свое старое советское оружие – танки, самолеты и т.д. И сейчас им надо решать задачу укрепления обороны страны.
Однако есть объективные вещи. Военно-морской флот в Польше никакой. Средства ПВО – тоже устаревшие. Это если мы говорим об оборонительных системах.
И есть, конечно, закупки, которые выглядят странно. Прежде всего, это танки - там не только американские, но и южнокорейские. Плюс контракты на поставки американских реактивных систем залпового огня HIMARS, которых Варшава запросила почти 500 штук. А кроме того, Польша приобретет более трех десятков истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 на сумму 4,6 млрд долларов. Хотя нет у поляков столько угроз, чтобы им нужно было такое количество боевых самолетов.
И это, разумеется, вызывает определенные подозрения. В том числе у соседей Польши – не только у нас и белорусов, но и у тех же литовцев. Они тоже задаются вопросом, зачем столько оружия, причем наступательного характера.
Ведь вертолеты Apache (по контракту США должны поставить польской армии почти сотню таких машин) способны выполнять много разных задач. Скажем, оказывать поддержку с воздуха при танковом наступлении.
Это - что касается боевого «железа». Но есть вместе с тем и проблема человеческого фактора, так скажем.
«СП»: Поясните.
- Все же под эту технику нужны люди, специалисты. Быстро их не обучишь. Это - во-первых.
Во-вторых, если верить тому, что пишут и рассказывают о польской армии, то на уровне военного руководства там последнее время дела не очень хорошо обстояли. Скажем, предыдущие два министра, которые были при правящей партии «Право и справедливость», не доверяли военным командирам. А теперь главой Генштаба назначен человек, который до этого вообще руководил солдатами «выходного дня» - войском территориальной обороны.
Опять же, есть очень серьезная проблема с политическим недоверием. Может быть, конечно, новое правительство в этом смысле как-то изменит свою политику. Между армией и политиками появится «химия».
Но все равно это процесс не быстрый. И вполне возможно получится так, что Польша превратится в гигантский склад, набитый дорогостоящими военными игрушками. Не более того.
«СП»: Премьер Туск надеется, что часть расходов на вооружение Польша сможет компенсировать из бюджета ЕС. Насколько это реально, по-вашему?
- Знаете, уже была история, когда ЕС выделил кучу денег на закупку оружия. Но полякам в итоге было одобрено всего два или три контракта. Большую часть забрали скандинавы, а потом французы и немцы.
Так что, если Брюссель и будет выделять деньги на вооружение, то, прежде всего, их постараются забрать французы, которые, в принципе, хотели бы закрепить за собой лидерство в оборонной политике и военно-промышленном комплексе Европы. Немцы тоже будут претендовать на эти средства. Поэтому полякам, думаю, там мало что достанется.
Сами же поляки считают, что даже если они один процент получат, то это уже хоть что-то. Но этот процент нужно еще получить.
«СП»: Польские власти все время говорят о какой-то «высокой вероятности войны» с Россией, хотя наши руководителя уже язык стерли, объясняя, что мы не собираемся ни на кого нападать. Зачем разжигают?
- Надо же им как-то оправдывать свои колоссальные военные расходы. Ведь не могут же они сказать, что «мы от марсиан будем защищаться».
Но даже несмотря на всю их агрессивную риторику, я бы не сказал, что там для нас есть какая-то реальная угроза. Они будут представлять угрозу, если Россия ослабнет. А Россия не ослабнет никогда.