Сослуживцы рассказали, каким запомнили Героя России Игоря Родобольского

Сослуживцы рассказали, каким запомнили выдающегося летчика, Героя России Игоря Родобольского. Полковник Военно-воздушных сил РФ, участник Афганской войны, Первой и Второй чеченской кампании умер в возрасте 64 лет в Екатеринбурге.

Сослуживцы рассказали, каким запомнили Героя России Игоря Родобольского
© Российская Газета

В летной карьере Родобольского числится более 1700 боевых вылетов и пять тысяч часов на Ми-8. На этой машине он начал летать практически сразу же после окончания училища и достиг высшей квалификации - летчик-снайпер. Она присваивается единицам. Тем, у кого более двух тысяч часов налета, почти идеальная точность стрельбы. Так, при стрельбе на полигоне различным вооружением - пулеметом, ракетами - военнослужащий должен поразить восемь мишеней из десяти "на "отлично". И еще одно требование - умение совершать полеты днем и ночью, при минимальной видимости, например, в густом тумане.

"Помню, как в составе летной группы Игорю пришлось посадить вертолет в сложнейших условиях в аэродром Гизель. На борту раненые, которых нужно доставить в госпиталь во Владикавказе, запасного аэродрома нет, использовалось минимум радиотехнических средств. Мало кто бы справился с такой задачей. И таких случаев на моей памяти с десяток. Это летчик, который в любых условиях выполнял задания", - делится воспоминаниями друг Родобольского, Герой России Евгений Федотов, девять лет служивший с ним в одном полку.

Основная задача Ми-8 во время боевых действий - высадка десанта, разведывательных групп, эвакуация выполнивших задание бойцов и раненых. Об одном из таких десантирований вспоминает Евгений Федотов:

"Вместе с Николаем Майдановым, в последующем получившим звание Героя России, Игорь участвовал в высадке спецназа. Ситуация сложилась так, что он вынужден был собственным вертолетом прикрыть десантирование ребят из двух других Ми-8. Потом на аэродроме насчитали больше 50 пробоин в вертолете Игоря. При этом ни сам летчик, ни спецназовцы не пострадали".

Слава о суперпрофессиональном и удачливом летчике распространилась и среди чеченских боевиков: за головы Родобольского и его коллеги Николая Майданова они назначили вознаграждение - по одному миллиону долларов.

"Все, кто летали с Родобольским, всегда знали, что вернутся обратно! - говорит полковник Вооруженных Сил РФ, участник Первой и Второй чеченских войн, Герой России Сергей Воронин. - На моих глазах генерал Владимир Шаманов обнял Игоря: "Вот он, мой ангел-хранитель!".

Во время Первой чеченской кампании Родобольский эвакуировал с командного пункта экипаж и пассажиров разрушившегося при посадке Ми-8. На борту находилась группа из десяти генералов, в том числе и начальник генерального штаба Вооруженных Сил Владимир Шаманов.

"Вертолет провалился в окоп на маленькой площадке, где садился, вышел из строя, надо было эвакуировать людей. Приземляться некуда - площадка представляла собой "пупок возвышенности", застрявший вертолет загородил собой все ее пространство. Игорю пришлось на колесо ставить вертолет и забирать генералов", - рассказывает Евгений Федотов.

Родобольский летал в горах, где для посадки вертолета очень часто нет подходящих площадок. Его умение посадить машину буквально на пятачок земли, удерживать ее фактически на одном колесе, пока идет высадка десанта или эвакуация раненых бойцов, - способность и навык сродни таланту. По словам Сергея Воронина, Родобольский разработал несколько новых способов применения армейской авиации в горах, что до сих пор спасает жизнь военным летчикам и их пассажирам.

В отставке Игорь Родобольский посвятил себя воспитанию детей и молодежи, возглавлял в Екатеринбурге региональный центр патриотического воспитания, активно участвовал в деятельности общественной организации "Герои Урала".

"Мне кажется, не было ни одного случая, чтобы его пригласили на какое-то мероприятие в школу, в колледж или какой-то муниципалитет, и он бы отказался, - говорит исполнительный директор "Героев Урала" Наталья Шмидько. - Это был очень эмпатичный человек, дети его чувствовали, тянулись к нему. А он говорил им удивительные вещи, важные вещи, которые, наверное, молодое поколение ни от кого больше не узнает".