Россия и Иран могут вертикально взлететь так быстро, что ВМС США по-русски закричат "Полундра!"
Недавно назначенный министром обороны Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде сумел по-настоящему удивить мир. Он заявил, что его стране следует вплотную браться за создание собственного боевого самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Почему эта новость просто - из ряда вон?
Дело в том, что до сих пор лишь три весьма развитых в промышленном отношении страны в разное время брались за эту сложнейшую научно-техническую задачу. Соответственно, в последние десятилетия на свет появились всего три полностью боеготовых СВВП – британский Harrier, американский F-35B и советский Як-38. Все они, используя вращающиеся сопла двигателей иногда в паре с вертикальными подъемными вентиляторами способны садиться и подниматься в воздух на нулевой горизонтальной скорости. Могут зависать и разворачиваться на месте, совершать боковые перемещения.
Преимущества этого в бою очевидны. Таким самолетам не нужны большие взлетно-посадочные полосы. Достаточно крошечной ровной площадки. Например, участка широкой шоссейной автострады. Или палубы сравнительно небольшого корабля. Что может стать незаменимым преимуществом, допустим, в прифронтовой полосе в условиях, когда противник разрушил все стационарные аэродромы. Или для вооружения легких авианосцев небольшого водоизмещения. Таких, скажем, какими были советские тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 типа «Киев».
В стандартную авиационную группу «Киева» и трех последовавших за ним подобных тяжелых крейсеров в ВМФ СССР и входили уже упомянутые околозвуковые Як-38. Последний из которых у нас был снят с вооружения в 1991 году. А у американцев – наоборот. Собственным многофункциональным СВВП типа F-35B они обзавелись сравнительно недавно, в 2012-м. И уже вооружили ими, в частности, свои универсальные десантные корабли класса «Уосп».
Словом, понятно, для чего такого рода летающие машины флотам и армиям стран, которые считают себя великими державами. Но при чем тут Иран, собственной серьезной авиационной промышленности, как известно, вообще не имеющий? И каковы его возможности в разумные сроки одолеть научно-технические проекты столь безумной сложности?
Ведь пока единственное собственное достижение Тегерана в создании отечественных военных самолетов - легкий фронтовой истребитель Kowsar («Молния») представленный широкой публике в 2018 году. Боевые возможности которого сразу же вызвали весьма скептические оценки у специалистов и у нас, и за рубежом. Хотя бы потому, что чисто внешне новейшая персидская «Молния» как-то слишком уж подозрительно похожа на старый-престарый американский двухместный истребитель F-5F Tiger II. Который Штаты начали разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века для стран, получавших военную помощь от Пентагона. А полностью прекратили его выпуск более трети века назад - в 1987 году.
Поэтому никаких сомнений: самостоятельно персам, скорее всего, конкурентоспособный СВВП ни за что не создать. И бригадный генерал Насирзаде, лично командовавший ВВС Ирана с 2018 по 2021 годы, не может этого не сознавать. Но кто сказал, что действовать Тегерану здесь придется именно самостоятельно?
Есть серьезные основания подозревать, что на помощь Тегерану в создании этого вида супероружия готова прийти Россия. Сама, к слову, ни единого СВВП на сегодняшний день, увы, не имеющая. Но давно возобновившая соответствующие работы. И напряженно работающая в этом направлении, как минимум, с 2018 года.
Однако прежде, чем кое-что рассказать о них, не обойтись, считаю, без краткого экскурса в историю. Да, во времена СССР мы были в мировых лидерах в области создания СВВП. Как результатат - на авиазаводе Саратове был построен 231 палубный штурмовик Як-38 различных модификаций. Но вот беда: в авариях и катастрофах оказался потерян примерно каждый пятый из этого числа - 48 единиц. Что просто катастрофически много.
Мало того. Этот наш самолет вышел с весьма ограниченными тактико-техническими характеристиками. Он не мог быть использован в качестве истребителя, поскольку имел всего четыре точки подвески вооружений. И почти ничтожный по современным меркам общий вес боевой нагрузки всего – всего до одной тонны. Поэтому век этого самолета оказался недолог. Как, впрочем, и тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев», с палуб которых Як-38 поднимались в воздух.
Однако при всех перечисленных «но» в Советском Союзе было сделано главное. Что именно?
Об этом – Герой России полковник Александр Раевский, пилотировавший те самые флотские палубные штурмовики: «Оправдал ли себя Як-38? Конечно, как вид оружия он оказался малоэффективен, требовал больших затрат времени и ресурсов на обучение летчиков и обслуживающего персонала, которые в силу специфики были специалистами узкого профиля… Но все же «общий счет» следует признать положительным.
Во-первых, несмотря на то, что высокая аварийность послужила окончательным поводом для снятия Як-38 с вооружения, она компенсировалась отличной работой автоматической системы спасения, благодаря которой за все время эксплуатации Як-38 в многочисленных авариях погибли всего 8 летчиков, а спасенные практически не получали травм. Во-вторых, и это главное… на Як-38 было отработано множество вопросов, касающихся конструкции, техники пилотирования, эксплуатации, базирования на кораблях и боевого применения».
Как результат, на основе приобретенного опыта в 1986 году в ОКБ имени Яковлева был построен первый принципиально новый СВВП - Як-141. Первый (вынужден повторяться!) в мире сверхзвуковой многоцелевой самолет вертикального взлёта и посадки, предназначенный для ближнего маневренного боя и перехвата воздушных целей. Для этого в новую машину была заложена способность развертывать самые современные российские ракеты класса «воздух-воздух», а также противокорабельные крылатые ракеты, используемые другими нашими истребителями четвертого поколения со взлетом и посадкой по обычной схеме.
Не вдаваясь в технические детали – во всех смыслах это был огромный технологический прорыв. Для иллюстрации: в 1991 году на Як-141 летчиком Синицыным было установлено 12 мировых рекордов для самолетов вертикального взлета и посадки с реактивной подъемной силой. Но почти тут же Союз распался и финансирование программы было прекращено.
А поскольку понятие «военная тайна» в растерзанном СССР было выброшено на помойку, для иноземцев настежь распахнулись двери секретнейшего прежде «яковлевского» ОКБ. И туда как коршуны налетели американские инженеры корпорации Lockheed Martin. Которые в этих стенах внезапно для себя увидали передовые технологии, которые им в ту пору и не снились. Но, как оказалось, были с успехом применены советскими коллегами при создании уже летающего Як-141.
За сравнительно малые деньги заокеанские гости немедленно скопировали и утащили из бедствовавшего в условиях обвалившегося финансирования ОКБ имени Яковлева самую ценную техническую документацию по его лучшему самолету. Явные следы которой вскоре обнаружились во внешнем облике и некоторых других технологических решениях на уже упомянутом F-35B, впервые поднявшемся в воздух в 2008 году.
Американский журнал Military Watch в 2018 году очень скромно все же вскользь упомянул об этом давнем военно-конструкторском грабеже: «Производитель оборонной продукции США Lockheed Martin некоторое время сотрудничал с «Яковлевым», как сообщается, получая критически важные технологии для своего собственного истребителя с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) X-35, который впоследствии стал F-35B».
А что же мы? В России о собственных СВВП просто надолго забыли. Вновь в Москве заговорили о них в начале прошлого десятилетия, когда наше Минобороны и Генштаб объявили о планах приобрести во Франции пару вертолетоносцев типа «Мистраль». А еще столько же при содействии французов построить на собственных верфях. Наряду с вертолетами, эти корабли мы намеревались вооружить «Мистрали» и перспективными СВВП, в создание которых должны были лечь прежние разработки по Як-141.
Однако после известных событий на Украине и вокруг нее в 2014 году отношения с НАТО стали – хуже некуда. А сделка по французским вертолетоносцам рухнула.
Тогда была выдвинута идея срочно начать строить исключительно российские универсальные десантные корабли-вертолетоносцы. Размером и боевыми возможностями серьезно превосходящие «Мистрали».
Пару огромных УДК проекта 23900, названную «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», заложили летом 2020 года на заводе «Залив» в Керчи. Водоизмещение – 40 000 тысяч тонн (у «Мистраля» - всего 16 500 тонн). Предполагаемая десантовместимость – до 1000 морских пехотинцев и 75 единиц боевой техники. Запланированный срок ввода в строй – до 2028 года.
Естественно, такого рода вертолетоносцам при выполнении боевых задач вдали от родных берегов просто не обойтись без собственной внушительной авиагруппы на борту. Причем, много лучше, если она будет состоять не только из боевых, транспортно-боевых вертолетов и беспилотников. Сверхзвуковые СВВВП в ее составе для воздушного прикрытия и штурмовых действий тоже очень пригодились бы.
Судя по всему, осознание этого факта заставило российских конструкторов срочно стряхнуть архивную пыль с давних чертежей Як-141. И попытаться на их основе сделать несколько решительных конструкторских шагов вперед.
Некоторое представление о том, как в Москве продвигается эта работа, мы получили месяц назад. 29 июля 2024 генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Андрей Богинский сообщил: «Наши конструкторы исследовали перспективы создания еще более совершенных машин, соответствующих уровню пятого поколения боевой авиации. Тема самолета вертикального взлета и посадки была заморожена в трудные 1990-е года. Однако научно-технический задел у нас сохранен».
И заверил: «Его (задела – «СП») соединение с новыми авиационными технологиями позволяет достаточно быстро вернуться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, если Министерство обороны России поручит нам эту работу».
Что, на мой взгляд, из этих слов Богинского следует? Что российские конструкторы готовы к новым трудовым подвигам. Но заказа со стороны военных на СВВП до сих пор нет. И это, на первый взгляд, достаточно странно, если учесть, что «Иваном Роговым» и Митрофаном Москаленко» мы до сих пор намерены обзавестись в обозримой перспективе.
Кто-то не сознает, что без сверхзвуковых самолетов вертикального взлета и посадки, «соответствующих уровню пятого поколения боевой авиации», потенциал этих перспективных суперкораблей, а по сути – легких авианосцев, будет сильно ограничен? Это вряд ли. Скорее, дело в другом. В отсутствии у Минобороны достаточных денег. Львиная доля которых, без сомнения, прямо сегодня уходит не на финансирование грез о прекрасном флотском будущем, а на обеспечение непрерывно возрастающих потребностей боевых действий на Украине.
Где выход из этого тупика? В срочных поисках состоятельного иностранного инвестора чрезвычайно дорогостоящих конструкторских и научно-исследовательских работ по перспективному российскому СВВП.
Подобное в нашей истории уже было. В 90-е годы мы привлекали Индию к серьезным денежным вложениям в работы по давно назревшей модернизации знаменитого советского тяжелого истребителя Су-27. В итоге к 1997 году наши азиатские партнеры получили от нас партию отличных боевых самолетов Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский). А наш ВМФ после 2012 года – еще более мощные Су-30СМ (серийный модернизированный). Которые, в частности, нынче успешно выносят на своих крыльях основную нагрузку в вооруженной борьбе с НАТО и Украиной за Крым и Черное море.
Рискну предположить, что нечто подобное, видимо, задумано проделать и с процессом создания перспективного российского СВВП, способного снова удивить мир. Только инвестор, видимо, у нас теперь будет другой – плотно сидящий на нефтяных доходах Иран.
Более того. Смею предположить, что необходимые договоренности Москвы и Тегерана уже на выходе. И тогда все мгновенно становится на свои места. И необычайно дерзкие, а потому и не слишком внешне вписывающиеся вроде бы в научно-технические и производственные реалии Ирана, посулы министра обороны этой страны Насирзаде. И осторожные намеки Андрея Богинского на наш грядущий прорыв в области создания СВВП с боевыми характеристиками самолетов пятого поколения.
А еще – становится понятным, для чего Иран и под какие самолеты, скорее всего, уже вовсю начал строить первый собственный авианосец. Его имя уже известно - Shahid Bagheri.
Американское издание The War Zone называет этот корабль «странным». И поясняет, что он сконструирован на базе контейнеровоза Perarin, с которому на верфи просто приварили необычайно короткую и достаточно узкую взлетную палубу.
Для приема обычных боевых самолетов таких габаритов явно недостаточно. Поэтому The War Zone предполагает, что с Shahid Bagheri будут подниматься в воздух разного рода беспилотники, в создании которых персы давно занимают передовые позиции в мире. Мысль о российско-иранских СВВП в голову этим экспертам почему-то не приходит. Полагаю – абсолютно зря.