"Духом никто не падает". Как живет город-спутник Запорожской АЭС после удара ВСУ

Все работает

"Духом никто не падает". Как живет город-спутник Запорожской АЭС после удара ВСУ
© ТАСС

Приближение к Энергодару чувствуется еще в Днепрорудном: по всему городу, как старые "Запорожцы", трещат дизель-генераторы. Расстояние между городами чуть больше 40 километров по трассе. На вопрос о том, весь ли город обесточен, продавец в одном из магазинов отвечает, что свет только в одном районе, а о причинах говорит и того короче: "Вы же новости читаете? Вчера украинцы по ЗАЭС ударили". У людей нет сомнений, кто виноват в ситуации.

Проезжаем 40 километров — и вот он, Энергодар. О том, что накануне ВСУ нанесли удар по градирне ЗАЭС, здесь напоминают только разговоры среди местных. Сама градирня стоит там, где и стояла, — на территории станции. Внешне она ничем не отличается от второго такого же сооружения, и издалека даже не видно какой-то копоти на ее стенах. Хотя, как говорят местные, "горела ярко". Ночью посмотрели — днем вернулись к спокойной жизни.

Причем работает практически все — магазины, аптеки, супермаркеты. В центре города в кафешке мужики бодро рубятся в домино под трескотню генератора, "вытягивающего" местный продуктовый магазин, а мимо них легкой трусцой спешат на подъезжающий автобус энергодарцы.

Недалеко от центра детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) бокса имени Манзули, где также кипит жизнь. Совсем недавно там был сделан ремонт, и помещение заброшенного еще в далекие времена кинотеатра стало ареной для проведения боксерских чемпионатов. Здание школы так и дышит новизной.

"Участились обстрелы города и атомной станции. Несмотря на все трудности, наши коммунальные службы все быстро устраняют. Город живет, город тренируется. Я могу сказать за спортивную сферу: все спортивные учреждения работают, духом никто не падает", — рассказывает директор ДЮСШ Владимир Ненашев.

Слухи об эвакуации он тоже отрицает. Мужчина объясняет: все дети пришли на занятия, а это первый показатель.

"Это очередной фейк, — говорит директор спортшколы. — У нас работают магазины, рынки. В прошлом году били по охладителю и по другим частям станции, и все работало. У нас люди адекватные и все понимают".

Жизнь кипит в тренажерном зале, где тягают железо, а зал для занятий боксом отдыхает после нескольких часов работы. Так было сегодня и так будет дальше, уверен Владимир Ненашев.

Жизнь вопреки

Не верят местные жители и в попытки Киева распространить слухи о каких-то выбросах на ЗАЭС, повышении уровня радиации и тому подобным историям. В городе работает медико-санитарная часть №145 Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации. Именно на плечи сотрудников организации лег труд замеров радиационного фона в Энергодаре и на атомной станции. Эта процедура производится в десятках точек два раза в день.

"На данный момент радиационный фон в Энергодаре в норме, — показывает дозиметр радиации Алексей Семин, заместитель руководителя организации. — Этот прибор показывает нанозиверты, а показывается все в микрозивертах. Таким образом, добавляем два нуля. Норма 0,13, а у нас сейчас 0,03. Мы проводим замеры в 33 точках в Энергодаре и на ЗАЭС. Где-то больше, где-то меньше, но превышений нет".

Причем это "где-то больше, где-то меньше" со станцией связано достаточно поверхностно: многое зависит от грунта. Влияние оказывает кислотность, вес и многие другие показатели.

Удар ВСУ по градирне вызвал не только гнев жителей, а местами и беспокойство. Но Энергодар — город атомщиков: немалая часть населения связана с ЗАЭС, поэтому жители могут правильно оценить угрозу. Например, Владимир Мартынюк, ранее работавший на станции в службе контроля металлов, уверен, что произошедшее некритично, хоть и неприятно.

"Основная задача градирни — это охлаждение станции. На сегодняшний день все энергоблоки находятся в состоянии "холодный останов" (их работа приостановлена — прим. ТАСС), а значит, нет такого большого выброса горячей воды, из-за чего градирни сегодня не эксплуатируются. Кроме того, при постройке атомной станции предусматривается, что одна из градирен может выйти из строя", — поясняет специалист.

По его словам, сейчас ВСУ все чаще стараются бить по станции и инфраструктуре, но самое большое неудобство доставляют отключенные лифты, ведь в городе много девятиэтажек.

ВСУ оставляли Энергодар без электричества и воды, били по центру города и зданию администрации, охотились дронами за членами местных избиркомов — и все равно жители не бросают город, он живет и развивается, вопреки всем трудностям. И удару по градирне.

Владислав Сергиенко