Войти в почту

Глава "Севмаша" Михаил Будниченко: формируем подводный флот нового поколения

"Севмаш" в составе Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в Международном военно-техническом форуме "Армия-2024", где ведущие предприятия и организации представляют свои разработки и реализованные проекты. В реальном воплощении проекты "Севмаша" рядовым россиянам не увидеть — мощные атомные подводные лодки несут службу за тысячи морских миль на российских морских границах или еще только готовятся усилить отечественный Военно-морской флот. В последнее десятилетие крупнейшая верфь страны заметно набрала производственные обороты по выполнению государственного оборонного заказа: за 12 лет построено 12 современных кораблей. Как реализуется программа ГОЗ и какие еще проекты наряду со строительством АПЛ успевает выполнять "Севмаш", ТАСС рассказал генеральный директор предприятия, Герой Труда РФ Михаил Будниченко.

Глава "Севмаша" Михаил Будниченко: формируем подводный флот нового поколения
© ТАСС

Михаил Анатольевич, вот если сравнить загрузку "Севмаша" по линии гособоронзаказа лет 20 назад и сейчас, есть ли разница в объемах и темпах строительства?

— То, что сейчас происходит на "Севмаше", можно смело назвать вторым рождением завода. 20 лет назад мы могли только мечтать о таких объемах работы и темпах строительства, как сегодня. В 2004 году у нас на стапеле находились две головные атомные подлодки проектов "Ясень" и "Борей" — "Северодвинск" и "Юрий Долгорукий", заложенные в 1993 и 1996 годах, и один серийный корабль "Александр Невский". Его строительство как раз началось 20 лет назад — закладка состоялась в День моряка-подводника. Тогда для нас и начала обозначаться четкая перспектива по созданию двух серий атомных подводных лодок, которые проектируют конструкторские бюро ОСК с многолетней и богатой историей — ЦКБМТ "Рубин" и СПМБМ "Малахит". Мы регулярно стали закладывать новые корабли. Рекордным стал 2014 год. Тогда на стапелях были заложены четыре атомные подводные лодки. За 20 лет нам удалось восстановить кооперацию, полностью разрушенную в 90-е годы, возродить утраченные и создать новые, не имеющие аналогов технологии. Сохранить основной костяк профессионалов и набрать несколько тысяч молодых людей, обучить их, провести через систему наставничества и сделать из них высококлассных специалистов, которые сегодня полностью обеспечивают выполнение гособоронзаказа. 

— А как обстоят дела на верфях завода сейчас?

— Передаем флоту по два-три корабля в год. Благодаря поддержке руководства страны и принятым государственным решениям по строительству атомоходов сегодня формируется подводный флот нового поколения. По тактико-техническим характеристикам нашим кораблям нет равных в мире! 

— На каких флотах несут службу корабли, построенные на "Севмаше"?

— Наши корабли несут вахту на Северном и Тихоокеанском флотах. Кстати, там у нас функционируют филиалы предприятия, выполняющие гарантийные сервисные работы. Несколько кораблей проектов "Борей-А" и "Ясень-М" находятся на "Севмаше" в стадии строительства. В феврале этого года мы вывели из эллинга атомный подводный крейсер "Князь Пожарский" проекта "Борей-А" и в летнюю навигацию приступили к его испытаниям. Проходит проверку морем и атомоход "Архангельск". Все работы — и в цехах, и в море — ведутся в соответствии с графиками, обозначенными Министерством обороны РФ. Наша основная задача — строить надежные корабли в срок и с высоким качеством. 

— Справляется 85-летний завод с такой высокой нагрузкой?

— С учетом этой задачи без остановки производства ведем большую работу по реконструкции мощностей "Севмаша". Она выполняется в рамках программы Объединенной судостроительной корпорации. Предприятие закупает современное оборудование, что позволяет сокращать сроки строительства кораблей. Совсем недавно у нас началась замена портальных кранов, которые предназначены для выполнения достроечных, монтажных, погрузочно-разгрузочных операций и активно используются в процессе строительства и испытаний атомных подводных лодок четвертого поколения.

В рамках доковой программы ОСК при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ идет строительство новых и реконструкция существующих сухих доков и гидротехнических сооружений предприятий по схеме опережающего финансирования. Проекты программы реализуются на 16 предприятиях корпорации, в том числе на "Севмаше". На предприятии ведется строительство плавучего дока "Сухона" проекта 02122, который предназначен для подъема и спуска судов на горизонтальный стапель, а также докования и выполнения ремонтных работ. Док станет одним из самых больших по водоизмещению объектов, реализованных "Севмашем". С его помощью на предприятии будет обеспечиваться надежность транспортных операций по переводу строящихся и ремонтируемых заказов из эллинга на акваторию предприятия. Завершить строительство планируется в 2026 году. А в этом месяце предприятие завершило и передало заказчику батопорт проекта 1418. Гидротехническое сооружение является частью сухого дока, предназначенного для ремонта кораблей и судов.

— Как ваш основной заказчик оценивает корабли, построенные на "Севмаше"

— Мы получаем высокие оценки от Главкомата, командования флотов, командиров кораблей и самих подводников. Корабли интенсивно эксплуатируются в морях и океанах. Яркая иллюстрация того, на что способны наши атомные подводные лодки, — это недавний успешный трансатлантический переход атомного подводного крейсера "Казань".

После завершения учений в Атлантике наш ракетоносец в составе группы кораблей Северного флота прибыл в порт кубинской столицы Гаваны. Весь мир наблюдал за этим событием. Думаю, атомная подлодка "Казань" этим переходом еще раз подтвердила, что корабли этой серии имеют совершенно новые качества. Это огромный шаг в будущее, корабли XXI века. Они обладают повышенной скрытностью, маневренностью и другими параметрами. 

— Выполнение гособоронзаказа остается основным направлением деятельности "Севмаша"

— Основное, но не единственное. Мы построили больше двух третей всего атомного подводного флота Советского Союза. Сейчас в России ни одна верфь, кроме "Севмаша", такую сложную и наукоемкую технику не создает. За 84 года со стапелей нашего завода сошло 140 атомных подводных лодок четырех поколений. 

Кроме того, мы восстановили компетенции в надводном военном кораблестроении — ведем модернизацию корабля проекта 11442М. Важный проект — модернизация авианесущего крейсера в авианосец "Викрамадитья" для Индии. Мы эту работу выполнили, и индийская сторона осталась очень довольна. С 2013 года корабль несет службу в морях и океанах, техника работает безотказно. 

— А есть в числе заказов предприятия гражданские проекты, которыми гордится "Севмаш"?

— "Севмаш" создал ряд других уникальных проектов, которыми можно гордиться. В части гражданской продукции — это, конечно, морская ледостойкая платформа "Приразломная", своеобразный остров в Печорском море. Конструкция весом в 500 тыс. тонн с 2014 года добывает нефть на арктическом шельфе, очень успешно работает в интересах "Газпрома". Аналогов в мире нет. В настоящее время у нас есть целый ряд уникальных гражданских проектов. Это подводный управляемый аппарат "Ясон", судовые подшипники нашей разработки и нашего производства и целый ряд других значимых гражданских проектов. Все это и составляет заслуги и славу "Севмаша".

— Как известно, заслуги завода не остались незамеченными?

— Особенно приятно, что труд корабелов оценивается руководством страны. В этом году 1 мая президент России подписал указ о награждении предприятия почетным знаком "За успехи в труде". Это событие состоялось в год 85-летия завода. Для нашего многотысячного коллектива это не только высокая оценка, но и большая ответственность. Мы будем стремиться работать более эффективно, более качественно, и этот год не будет исключением. Флот будет своевременно получать корабли, которые усилят морскую составляющую нашей ядерной триады.