Гендиректор "Севмаша" Михаил Будниченко:  За 12 лет для ВМФ построено 12 новых АПЛ

В экспозиции Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на форуме "Армия-2024" будут представлены модели и ТТХ новейших атомных субмарин, которые строятся по проектам конструкторских бюро "Рубин" и "Малахит" на производственном объединении "Севмаш" в городе Северодвинске.

Гендиректор "Севмаша" Михаил Будниченко:  За 12 лет для ВМФ построено 12 новых АПЛ
© Российская Газета

Накануне там побывал спецкорр "РГ", смог увидеть изнутри работу ключевых цехов и главного стапеля, а по итогам взял интервью у генерального директора верфи Михаила Будниченко, который в этом году удостоен звания Герой Труда Российской Федерации.

Уважаемый Михаил Анатольевич, поздравляем с высокой оценкой вашего труда и коллективных заслуг всего "Севмаша". "Золотую Звезду" Героя вам вручили в Кремле в День России, а знак "За успехи в труде", которым отмечен коллектив верфи?

Михаил Будниченко: Это еще предстоит. В декабре нашему предприятию исполняется 85 лет. Но будут, уверен, и другие поводы: год юбилейный, а сдаточная программа у нас напряженная.

О ней и поговорим. Что было и как сейчас с гособоронзаказом на "Севмаше"?

Михаил Будниченко: За последние двадцать лет портфель таких заказов значительно вырос. Руководство страны ставит в приоритет создание современных атомных подводных лодок для защиты морских рубежей России. АПЛ стратегического назначения и многоцелевые АПЛ четвертого поколения заступают на смену кораблям предыдущих поколений. Мы завершили строительство подводных ракетоносцев серии "Ясень" и "Борей".

За этой серией пошли корабли усовершенствованных проектов - "Борей-А" и "Ясень-М". Это технически более сложные атомоходы с интеллектуализацией боевых действий, с внедрением передовых информационных технологий и радиоэлектронным вооружением. В составе Северного и Тихоокеанского флотов уже несут службу АПЛ этих проектов.

С 2012 года, когда вы стали генеральным директором "Севмаша", флоту передано двенадцать атомных подводных лодок четвертого поколения? И еще две на подходе...

Михаил Будниченко: Именно так. Последние годы сдаем по две-три АПЛ. Огромная работа - модернизация надводного корабля проекта 11442М и еще целый ряд уникальных проектов, которые выполняются в интересах обороны и безопасности нашей страны. На предприятии есть четкая перспектива по строительству всей линейки многоцелевых АПЛ и стратегических подводных ракетоносцев. С задачами справляемся. Строим корабли в соответствии с утвержденными графиками.

Многоцелевые подводные лодки "Ясень-М" - это концентрация передовых российских разработок

Налажена кооперация с другими предприятиями, а непосредственно на "Севмаше" работает квалифицированный коллектив. В свое время мы вели большой набор персонала, сейчас процесс приостановили, набрав нужное количество сотрудников для ритмичного выполнения задач по гособоронзаказу. Из года в год обновляем производство, ведем масштабную модернизацию своих мощностей, закупаем современное оборудование, что позволяет сокращать сроки строительства.

Сейчас на стадии ходовых и государственных испытаний находятся или готовятся к ним несколько кораблей, в том числе многоцелевая АПЛ "Архангельск".

Генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко: строим для своих - из своего и надежно. Фото: Пресс-служба ПО "Севмаш"

Михаил Будниченко: Да. После вывода из эллинга и спуска на воду на заказе, как у нас говорят, проводились достроечные работы у набережной, швартовные испытания, готовили корабль к ходовым и государственным испытаниям. "Архангельск" выполнит несколько выходов в море. Все этапы проводятся в соответствии с графиками, утвержденными министерством обороны. Не будем забывать, что атомная подводная лодка - сложнейшая наукоемкая техника. Она требует всестороннего тестирования в различных режимах. И лишь после такой многоступенчатой проверки всех систем и механизмов, после приемки корабля заказчиком АПЛ будет передана в состав Военно-морского флота России и на ней поднимут Андреевский флаг.

О подводных ракетоносцах серии "Борей" и "Борей-А" вы как-то сказали, что каждый новый корабль совершеннее предыдущего. А про АПЛ проекта "Ясень" и "Ясень-М", к которым относится "Архангельск", такое можно сказать?

Михаил Будниченко: Конечно. Этот корабль и те, что идут за ним, относятся к четвертому поколению атомных многоцелевых подводных лодок модернизированной серии. Изменения и технические решения, внедренные в проект "Ясень-М", касаются элементной базы комплексов радиотехнического вооружения, модернизированного оборудования и материалов. Эти корабли создаются на основе уникальных и новейших отечественных разработок в различных областях: вооружения, морского оружия, технических и радиоэлектронных комплексов, главных энергетических установок и т.д. А при строительстве используются комплектующие исключительно российского производства.

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта "Ясень-М" - это концентрация передовых российских разработок. Аналогов нашим кораблям в зарубежном флоте нет. Мы гордимся тем, что предшественники передали нам науку строить надежные корабли, смелость в реализации сложных проектов и любовь к своему делу.

Жизнь не стоит на месте. А события последних лет выдвигают новые требования в области обороны и безопасности. Какие задачи способны решать и решают многоцелевые АПЛ типа "Архангельск"?

Михаил Будниченко: Спектр задач весьма широкий. Но прежде всего они предназначены для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Вооружение многоцелевых АПЛ позволяет уничтожать групповые, сильно защищенные и береговые цели, в том числе оснащенные системами противокорабельной обороны. В соответствии с самыми высокими требованиями ВМФ в этих кораблях сочетаются акустическая скрытность и живучесть. А основное ударное оружие - крылатые ракеты.

Головной корабль проекта "Ясень" под названием "Северодвинск" уже несколько лет несет службу в составе ВМФ, а скоро новая премьера, важная для северян, - АПЛ "Архангельск"...

Михаил Будниченко: Не только для северян. В создании таких мощных кораблей, как атомная подводная лодка "Архангельск", задействовано более 400 предприятий и организаций со всей России. А наименование кораблю присвоено в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ России в честь одного из крупнейших центров Северо-Запада России, города воинской славы - Архангельска. Во флоте существует преемственность имен. Раньше так назывался головной корабль третьего поколения, построенный на "Севмаше" в 1980 году. А в 2001 году это же имя присвоили тяжелому атомному подводному крейсеру TK-17.

Формирование и подготовка экипажей для АПЛ - это ответственность ВМФ. А какие рекомендации у проектантов и строителей таких субмарин?

Михаил Будниченко: Да, за подбор и обучение экипажа отвечает Военно-морской флот. Безусловно, это должны быть люди не только с отличным физическими данными, но и интеллектуально развитые. Атомная подводная лодка - вершина инженерной мысли. Соответственно, эксплуатировать такую технику должны только хорошо обученные подводники. В их руках безопасность нашего государства.

Сколько всего АПЛ типа "Архангельск" решено построить, а сколько и какие уже несут службу?

Михаил Будниченко: Многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения строятся на "Севмаше" большой серией. "Архангельск" - третий серийный атомный подводный крейсер в линейке многоцелевых АПЛ проекта "Ясень-М". Проектант - Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит". В составе ВМФ уже несут службу четыре корабля: АПЛ "Северодвинск" (проект "Ясень"), АПЛ "Казань", "Новосибирск", "Красноярск" (проект "Ясень-М"). На разных стадиях строительства находятся серийные атомные подводные крейсеры "Пермь", "Ульяновск", "Воронеж" и "Владивосток".

И жизнь на месте не стоит, и конструкторская мысль вперед стремится, и требования со стороны ваших заказчиков неуклонно возрастают. Что предвидят и к каким переменам уже готовятся на "Севмаше"?

Михаил Будниченко: Есть твердое понимание, что по мере развития науки и техники облик атомных подводных лодок и технологии их производства будут изменяться. Увеличится степень автоматизации и роботизации систем управления, что приведет к сокращению численности экипажа. Планируется совершенствование энергетических установок, увеличение их КПД. Будут широко применяться композитные материалы, позволяющие сделать АПЛ еще более незаметными. При этом продолжится работа по снижению уровня физических полей. Подлодки следующих поколений предполагается создавать модульными с компоновкой отсеков по функциональному признаку. Такая конструкция позволит "Севмашу" выполнять строительство АПЛ по новой блочно-модульной технологии. Внедрение подобной технологии даст возможность существенно сократить сроки строительства и при этом повысить качество выпускаемой продукции.

А в целом можно сказать, что будущие поколения АПЛ ждут не революционные, а эволюционные изменения, над которыми специалисты ОСК работают уже сегодня.