Не надо танку прыгать с парашютом!

5 января 1973 года под Тулой с самолёта Ан-12 была сброшена с парашютом БМД-1 с экипажем из двух человек: подполковником Леонидом Зуевым и старшим инженер-лейтенантом Александром Маргеловым (сыном командующего ВДВ). Комплекс получил название «Кентавр»: парашют – машина – экипаж.

Не надо танку прыгать с парашютом!
© Свободная пресса

А 23 января 1976 года произведено десантирование комплекса «Реактавр» с использованием парашютно-реактивной системы ПРСМ-915. БМД-1 приземлилась с экипажем и сразу открыла стрельбу из 73-мм пушки «Гром».

Десантирование бронетехники с экипажем было освоено только в СССР. Несколько опытов, проведённых в США и Франции, привели к летальным исходам.

Советские и российские БМД непрерывно совершенствовались. Опытная БМД-4 была принята на вооружение Вооружённых Сил России 31 декабря 2004 года. В августе 2005 года в расположение 137-го гвардейского парашютно-десантного полка поступила первая партия этих машин. Всего их выпустили для испытаний 60 единиц, но в большую серию боевая машина не пошла.

С 2016 года началось производство модернизированных образцов БМД-4М. Машина уникальная, равных ей нет в мире. Вес машины 13,6 т. Скорость по шоссе 67,5 км/ч, на плаву – 10 км/ч. БМД-4М имеет узловую унификацию с БМП-3.

Система управления огнём БМД-4М включает высокоточный прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях и имеющий тепловизионный и дальномерный каналы, что позволяет вести точный огонь на ходу.

Состав базового вооружения:

– 100-мм пушка/пусковая установка 2А70 (34 осколочно-фугасных снаряда);

– 30-мм автоматическая пушка 2А72 (500 выстрелов);

– 7,62-мм пулемёт ПКТМ (2 000 патронов);

– ПТУР 9М117М3 «Аркан» (четыре ПТУР).

ПТУР «Аркан» представляет собой выстрел унитарного заряжания с тандемной кумулятивной боевой частью, которая по нормали пробивает броню 750 мм. Недостаток его – полуавтоматическое лазерное наведение, не допускающее стрельбу в сложных метеоусловиях и с закрытых позиций. Таким образом, БМД-4 может успешно бороться с танками и пехотой. О стрельбе из 30-мм пушки 2А72 по воздушным целям материалов я не нашёл.

Увы, возникает один пакостный вопрос: а где и когда за последние 55 (!) лет бронетехника сбрасывалась с парашютом в боевых условиях? Только один раз – в 1989 году в ходе операции «Правое дело», когда США «восстанавливали демократию» в Панаме.

Американцы с самолётов С-130 «Геркулес» сбросили с парашютами, но без экипажей 8 лёгких танков М.551 «Генерал Шеридан». Два танка вдребезги разбились. Я уж не говорю о том, что это была чисто полицейская операция без серьёзного сопротивления противника. И всё!!!

Не может быть! Ведь почти во всех локальных войнах использовались советские и американские бронеобъекты ВДВ. Святая правда! Но все они доставлялись к месту боя посадочным способом. И в конце концов США отказались от сброса бронетехники с парашютом и стали доставлять без затей танки М1А1 «Абрамс» и БМП М2А1 на тяжёлых транспортных самолётах С-17А. Разумеется, посадочным способом.

Конфликт на Украине произвёл революцию в военном искусстве. В первую очередь её произвели дроны и во вторую – зенитные ракетные комплексы. Самолёты обеих стран держатся как минимум на несколько километров от линии фронта. Зато в воздухе постоянно висят тысячи дронов.

Ушли в небытие атаки танковых армий, артиллерийская подготовка с плотностью 100-300 стволов на километр. Сейчас пехота действует не дивизиями, а взводами и отделениями, порой же – и двойками-тройками. Соответственно, танки и САУ работают в одиночку или взводами.

Высадка больших воздушных десантов полностью исключена. Однако высадка с воздуха небольших групп с учётом новых парашютов, новых летательных средств, а возможно и дронов, имеет огромные перспективы.

Так нужны ли БМД? Да, нужны, но только для полицейских операций. Да и то о парашютах пора забыть. А на Украине все БМД использовать надо, поскольку они есть на вооружении. Там ведь и танки Т-55 воюют.

Выскажу крамольный тезис: БМД-4 – отличная машина, но её идеология устарела. Американский танк ВДВ «Шеридан» – плохая машина, но его идеология опередила время.

А что такое танк «Шеридан»? В 1959 году в США началась разработка ядерных снарядов «ближнего» боя для танковых частей. Снаряд получил наименование «Шиллейла» («Shillelagh») и индекс MGM-51.

Головным разработчиком снаряда была фирма «Philco Aeronutronic». Ракета должна была запускаться из гладкоствольного танкового орудия калибра 6 дюймов (152,4 мм). Вес опытной ракеты составлял 41 кг, но в серийных образцах был снижен до 27 кг. Первоначально ракета должна была управляться по радиоканалам, но позже было использовано полуавтоматическое управление по инфракрасному лучу.

Средний или лёгкий танк, оснащённый 152-мм гладкоствольным орудием – пусковой установкой, не имел другого вооружения, поэтому конструкторы создали универсальную 152-мм систему М81, способную стрелять управляемыми снарядами с ядерной боевой частью, противотанковыми управляемыми снарядами, а также обычными снарядами – фугасными и кумулятивными.

Установка М81 имела угол горизонтального наведения -8°; + 19,5° и была стабилизирована в двух плоскостях.

Длина ракеты «Шиллейла» составляла 1,15 м; диаметр 152 мм. Твердотопливный двигатель разгонял её до скорости 689 м/с. После вылета из пусковой трубы раскрывались 4 стабилизатора с размахом 280 мм. Максимальная дальность стрельбы достигала 4-5 км.

Замечу, что и в СССР в 1968 году началось проектирование тактических ракетных комплексов «Таран» и «Шиповник» со специальными боевыми частями. Комплекс «Таран» предназначался для танковых, а «Шиповник» – для мотострелковых полков.

Однако в начале 1970-х годов между СССР и США было заключено до сих пор секретное соглашение о прекращении работ по созданию носителей ядерного оружия полкового звена. В результате «Шиллейла» вошла в серию лишь в варианте ПТУР.

В январе 1969 года первые 64 танка «Шеридан» прибыли во Вьетнам. Сразу же выяснилась большая эффективность 152-мм осколочно-фугасных снарядов при действии по укреплениям и по каменным зданиям в городских боях.

Одновременно у М.551 выявилось и много недостатков в двигателе, бронировании и др. Кстати танки «Шеридан» во Вьетнаме ни разу не сбрасывались с парашютом. Зато они регулярно перебрасывались на небольшие расстояния транспортными вертолётами СН-54, а затем СН-47 («Чинук»).

Что можно пожелать машинам типа БМД-4? В любом случае, забыть о сбросе с парашютом. А для украинского конфликта обязательно иметь артсистему для борьбы с воздушными целями, включая дроны, как минимум 12,7-мм пулемёт. В машине обязательно должно быть место для оператора связи со своими дронами и необходимая аппаратура.

А главное, нужна пушка калибра как минимум 152 мм, пусть даже слабоимпульсная. Угол её возвышения должен составлять +60° для обстрела верхних этажей зданий в городских боях.

И не грех вспомнить и о первом варианте 152-мм ракеты «Шиллейла» со спецзарядом. Благо, ядерных зарядов меньшего калибра ни у нас, ни в США нет. Сейчас много говорят о возможности применения тактического ядерного оружия. «Искандер» – вещь хорошая. Но стоит ли из него палить за 500 км по близлежащим к нашим войскам кварталам в городе или по промзоне типа «Азовстали»?

Если локальная ядерная война всё-таки начнётся, определять цели будут уже командиры нижнего звена.

Ну и, само собой, машине нужен эффективный комплекс РЭБ, чтобы глушить дроны, нужны противодроновые решётки и сетки, а также комплекс «Накидка» для защиты от тепловизоров.

Если же совсем отказаться от сброса тяжёлой техники с парашютами, то что, приспособленные для этого самолёты военно-транспортной авиации останутся без дела? Ни в коем случае! Надо вспомнить американский опыт.

Американцы умеют считать деньги, и свою самую страшную супербомбу GBU-43/В весом в 9 т, длиной 18 м и диаметром 1030 мм, не мудрствуя лукаво, сбрасывали со старого транспортного самолёта С-130. Причём, сбрасывали бомбы из грузового отсека на штатной тележке, на которой сбрасывалась тяжёлая военная техника. Открывался люк, и туда под действием гравитации выкатывалась тележка с бомбой. Потом тележка отделялась, а у GBU-43/В раскрывались крылья. Далее бомба могла пролететь несколько десятков километров и наводиться с помощью GPS.

В РФ достаточно много военно-транспортной авиации и тяжёлых бомб. В чём вопрос?

В ПВО ВСУ? Так бомбы можно сбрасывать на расстоянии в 50 и более километров от линии фронта. Забивать эфир помехами, использовать ложные цели и т.д. И, наконец, в момент пуска бомб наносить удары по всем работающим РЛС и ЗУР противника.