Миллионы людей за 45 дней: как Российская империя готовилась к Первой мировой войне

110 лет назад, 28 июля (по новому стилю) 1914 года, началась Первая мировая война, ставшая следствием накопившихся экономических и политических противоречий между ведущими мировыми державами. Они разделились на две соперничающие коалиции — Антанту (Великобритания, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия). В Берлине и Вене решили, что настало время для силового переустройства Европы и мира в целом, и поочередно объявили войну всем странам Антанты.

Миллионы людей за 45 дней: как Российская империя готовилась к Первой мировой войне
© ТАСС

Россия вступила в Великую войну — именно так ее назвали современники — 1 августа 1914 года.

Предвоенные планы сторон

Основой общей военной стратегии ведущих европейских государств являлась убежденность в возможности и необходимости разгрома противника в кратчайшие сроки. Для этого требовалось в начальный период максимально быстро сконцентрировать все наличные силы и средства войны и в ходе нескольких приграничных сражений разгромить противника. Так, например, германское командование рассчитывало добиться победы над Францией в течение первого месяца коалиционной войны, а уже потом разгромить Россию. Расчеты строились на том, что огромная протяженность территории не позволит быстро завершить мобилизационное развертывание вооруженных сил Российской империи, а временной промежуток в несколько недель, необходимый для покорения Франции, позволит Германии не опасаться мощного удара с востока.

Летом 1914 года русскому Генеральному штабу предстояло опровергнуть германские расчеты и претворить в жизнь заранее подготовленный план стратегического развертывания вооруженных сил Российской империи на случай какой-либо войны. От синхронности отданных указаний и четкости действий центральных органов военного управления напрямую зависел успех на полях сражений. Армии Юго-Западного и Северо-Западного фронтов должны были как можно скорее перейти к наступлению, вторгнуться на территорию противника, разгромить его войска и тем самым нарушить расчеты германского командования.

Русская армия летом 1914 года

Численность Русской императорской армии к началу войны составляла почти 1 млн 423 тыс. солдат и офицеров. Согласно "Мобилизационному расписанию 1910 года" в случае общей мобилизации в войска предполагалось призвать почти 2 млн 300 тыс. человек нижних чинов, поставить свыше 900 тыс. лошадей и более 50 тыс. повозок. Всего мобилизованные сухопутные вооруженные силы Российской империи должны были насчитывать 3 млн 56 тыс. человек в полевых войсках, 460 тыс. — в запасных, 249 тыс. — в составе общеармейских учреждений.

Помимо основного контингента военнообязанных, мобилизационное расписание предусматривало еще и формирование ополчения. Последнее, согласно Уставу о воинской повинности 1912 года, делилось на два разряда. К первому относились обученные военному делу мужчины в возрасте от 39 до 43 лет включительно, которых насчитывалось 733 тыс. человек. Второй разряд включал годных по состоянию здоровья, но освобожденных от воинской службы (в соответствии с законодательством) мужчин, призывавшихся в армию лишь в случае широкомасштабной войны. Сформированные из ратников 1-го разряда 596 дружин и 75 конных сотен были сведены в 51 бригаду государственного ополчения. В основном они привлекались к несению караульной службы в тылу — включались в гарнизоны крепостей, осуществляли охрану железнодорожной инфраструктуры, государственных учреждений, предприятий военно-промышленного комплекса и так далее.

Таким образом, мобилизационное расписание охватывало почти 7 млн человек. Их необходимо было собрать на призывных пунктах, обмундировать и вооружить, а самое главное — своевременно доставить по железной дороге в районы дислокации частей и соединений, к которым они были приписаны.

Мобилизацию полевой пехоты предполагалось завершить в срок от 4 до 21 дня, артиллерийских парков и хлебопекарен — от 6 до 36 дней, кавалерии (за исключением льготных казачьих частей) — за 2–4 дня.

Выдающийся советский писатель и непосредственный участник Первой мировой войны Константин Паустовский, ставший очевидцем охвативших империю мобилизационных мероприятий, весьма емко охарактеризовал этот исторический момент. "Россия сдвинулась с места. Война, как подземный толчок, сорвала ее с оснований. По тысячам сел тревожно били колокола, возвещая мобилизацию. Тысячи крестьянских лошаденок везли к железным дорогам призывников из самых глухих углов страны. Враг вторгся в страну с запада, но мощный людской вал покатился навстречу ему с востока. Вся страна превратилась в военный лагерь. Жизнь смешалась. Все привычное и устоявшееся мгновенно исчезло", — писал он в "Повести о жизни".

Железная дорога и мобилизационное планирование

Важнейшая роль в успешном осуществлении всех мобилизационных мероприятий была отведена железной дороге. При 40-вагонном составе среднего железнодорожного эшелона и номинальной вместимости двухосного товарного вагона (теплушки) в 30–32 человека (или 8 лошадей с 2–3 коноводами) требовалось в сжатые сроки направить к западной границе империи почти 3,5 тыс. специализированных эшелонов с мобилизованными и воинским имуществом.

Применение территориальной системы комплектования вместе с оптимизированной дислокацией войск свело к минимуму передачу пополнений из одних военных округов в другие. 

Полностью армия и флот Российской империи завершили основные мобилизационные мероприятия на 45-й день. К началу сентября 1914 года было отмобилизовано 70 первоочередных пехотных дивизий и 17 стрелковых бригад (1 256 батальонов), 35 второочередных пехотных дивизий (560 батальонов), 25 дивизий и 2 полка кадровой кавалерии (624 эскадрона и сотни), 9 казачьих дивизий и 10 отдельных полков 2-й очереди (306 сотен), 2 казачьи дивизии и 26 отдельных полков 3-й очереди (180 сотен). Мобилизованная артиллерия насчитывала в своем составе 804 батареи с 6 046 орудиями. С начала стратегического развертывания Русской армии был также сформирован 301 запасной батальон общей численностью 609 тыс. солдат и офицеров.

Итоги мобилизации 1914 года

В результате огромной подготовительной работы и слаженных действий центральных органов военного управления Российской империи численность вооруженных сил выросла в 3,5 раза. Так, к середине сентября в рядах самой многочисленной в то время сухопутной армии мира насчитывалось 5 млн 338 тыс. человек.

Генерал Добророльский в своей статье "О мобилизации Русской Армии в 1914 году", опубликованной в 1921 году, весьма высоко оценил проделанную работу: "Эта мобилизация прошла успешно, прошла блестяще, по признанию всего русского общества и лучших его представителей, потому что эта военно-государственная операция была тщательно, во всех подробностях, заблаговременно разработана. Необходимо, не теряя времени, накапливать все данные опыта этой мобилизации, чтобы, когда "придет час", можно было, не откладывая, устранить недостатки полного использования живых сил России, недостатки, обнаруженные нашей мобилизацией 1914 года".

В конце лета 1914 года депутаты Государственной думы 4-го созыва рукоплескали военному министру Владимиру Сухомлинову, заявившему с трибуны об успешном проведении мобилизационных мероприятий. А в феврале 1915 года по указу императора Николая II была учреждена бронзовая медаль "За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года". Она стала на тот момент единственной в мире наградой, которую вручали широкому кругу лиц, принимавших активное участие в планировании и проведении мобилизационных мероприятий.

Дальнейшие события Первой мировой войны, которая продлилась до 1918 года, потребовали полного переосмысления всех предвоенных расчетов и планов. Быстро выяснилось, что в широкомасштабных битвах и сражениях индустриальной эпохи определяющим фактором успеха являются не только людские ресурсы, но и способность социально-экономической системы выдерживать длительное и постоянное напряжение вооруженного противоборства.