ВСУ проигрывают речное сражение за Бессарабию

Российские БПЛА второй день подряд атакуют украинской порт Измаил на Дунае, сообщает «Голос Америки» (Voice of America). Предыдущая волна ударов по городу была в сентябре 2023-го, когда порт использовался для приема грузов двойного назначения. Кстати, он находится на краю эстуария, который сейчас разделяет Румынию и Украину.

ВСУ проигрывают речное сражение за Бессарабию
© Свободная пресса

Ширина устья здесь около 5oo метров, международная граница проходит посередине. Киевский режим использовал дунайские причалы для перевалки военных грузов, поскольку был уверен: участок реки надежно защищен НАТО – Россия, опасаясь попасть по территории Румынии, не будет бить по целям в порту.

Однако практика показала совершенно иное: все удары по Измаилу и Рени были крайне точными. При этом украинцы опасались использовать средства ПВО: либо сами противоракеты, либо части разрушенных беспилотников могли рухнуть на территорию Румынии.

Тогда ЦИПсО придумало фейк: якобы российские дроны пересекают воздушную границу с соседней страной и даже падают на ее территории. Однако эти слухи каждый раз приходилось опровергать Министерству национальной обороны Румынии. Вот и на этот раз Бухарест лишь усилил меры по наблюдению за своим воздушным пространством, включая использование двух истребителей F-16. Однако российские удары по Измаилу и Рени так точны, что никак не отражаются на Румынии, констатирует «Голос Америки».

Бессарабия всегда была зоной интереса нескольких держав, напоминает британская Guardian. Здесь Российская и Османская империи обменивались ударами еще в XVIII веке и проходило одно из самых кровопролитных сражений русско-турецких войн – штурм Измаила, прославивший Александра Суворова.

«Затем этот район снова погрузился в относительную безвестность (им по очереди обладали конкурирующие державы), превратившись в рай для контрабандистов, чему способствовали обширные водно-болотные угодья и слабо охраняемые границы», – пишет Эмма Грэхэм-Харрисон.

Порты Измаил и Рени десятилетиями были неинтересны республиканским властям: судоходные каналы заилены, доки советских времен заржавели. Киев открыл дунайским портам второе дыхание, направив отсюда экспорт зерна.

Бессарабия занимает особое место в коллективном сознании украинцев. Знаменитый центральный рынок в Киеве назван в честь этого региона. Однако власти уделяли ему мало внимания, говорит в интервью Guardian мэр Рени Игорь Плехов.

«Бессарабия всегда была на окраине Украины. Правительство и обыватели ничего не делали для развития здесь национальной идентичности, ничего не инвестировали. Мы не могли даже организовать вещание на украинском языке. Просили установить ретрансляционные вышки, но Киеву было все равно», – сетует Плехов.

С географической и культурной точек зрения вряд ли можно было найти менее подходящий хаб для замены Одессы – богатого торгового центра с глубокой гаванью, которая обрабатывала до 7 млн тонн грузов в месяц. В Измаиле и Рени мало складов для зерна, поэтому грузовики тысячами выстраиваются вдоль проселочных дорог. К портам на Дунае ведет единственная трасса, которая заходит в Молдавию – неофициальный транзитный коридор, существовавший до начала СВО. Единственный мост на трассе, оставшийся на территории Украины, был уничтожен.

Распад СССР особенно сильно затронул порт Рени, потому что, хотя он был больше Измаильского, железные дороги, ведущие к нему, проходили через территорию Молдавии. Новая граница перекрыла поставки, а речная торговля фактически свернулась. В удачный месяц, до 2022 г., Рени переваливал около 200 тыс. тонн грузов. Однако в итоге портовые власти задолжали городу миллионы долларов в виде неуплаченных налогов и сборов.

Однополосная дорога, ведущая к Рени, печально известна у украинских пограничников. Приходится считать пассажиров в автомобилях, въезжающих в эту транзитную зону и покидающих ее: ухилянты просто выпрыгивают из салона и уходят в Румынию пешком.

Оба порта обрабатывают за год около 3 млн тонн только экспортных грузов: это в основном зерно и подсолнечное масло. Суда достигают реки по углубленному каналу, известному как Сулинский, который выходит в румынские территориальные воды. Однако, что именно перевозят речные суда на Украину, неизвестно.

Корабли Черноморского флота, которые ведут патрулирование в северо-западной части акватории (чтобы самостийные транспорты под видом продукции АПК не провозили оружие), не имеют доступа к Дунаю. Однако вряд ли контрабандный дух жителей Бессарабии куда-то делся.

А памятник генералиссимусу Суворову, который отбил Измаил у турецких оккупантов и дал Бессарабии свободы, бандеровцы снесли...

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».