Сухогрузы с чемоданами помогут России установить господство на Черном море

В ходе СВО в воздух уже два года ежедневно поднимаются тысячи дронов. Они работают в интересах рот, батарей, даже артиллерийских и пехотных взводов. В комплектацию Т-14 «Армата» по проекту должен входить БПЛА «Птеродактиль». Новым германским танкам FK51 «Пантера» тоже положено иметь за бронёй дроны – разведывательные и камикадзе.

Сухогрузы с чемоданами помогут России установить господство на Черном море
© Свободная пресса

Значения беспилотников не понимают, кажется, только отечественные флотоводцы. А, может, просто заниматься дронами им недосуг.

Как на корабле (катере) разместить квадрокоптер с электродвигателем? На борт поднимается оператор с чемоданом и ставит его в трюме. При необходимости чемодан выносится на палубу, дрон вынимается и стартует с палубы.

Каковы возможности квадрокоптеров с электродвигателем? Например, вести разведку в радиусе до 40 км от корабля. Для обнаружения безэкипажных катеров (БЭКов) в темное время суток квадрокоптер можно оснащать миниатюрными приборами ночного видения (кстати, БПЛА, применяемые на украинском ТВД, такие приборы имеют), а также акустическими датчиками (которые 100 лет назад называли звукоуловителями), благо морские дроны довольно сильно шумят. Квадрокоптер в варианте камикадзе может наносить удары по целям в радиусе 100 км.

Как установить на корабль дрон самолётного типа, например – украинский UJ-22? Операторы с помощью матросов заносят несколько ящиков в трюм. Дрон собирается за 10-20 минут, далее ставится на лёгкую катапульту и запускается. Все эти операции рутинно производятся на суше. А какая разница с палубой? Кроме качки, никакой. Так что на корабле никаких(!) переделок для запуска дронов самолётного типа делать не нужно.

Возможности БПЛА самолётного типа? В варианте камикадзе -обнаруживать и атаковать катера, иные морские цели в 100-200 км от корабля. А наземные объекты можно поражать на расстоянии 800-1000 км. То есть дальность у дронов больше, чем у огромных крылатых «дур» П-35 и «Базальт». Правда, боевая часть дронов самолётного типа существенно меньше – 20-30 кг. Но и этого хватит при метком попадании в административное здание, нефтебазу, фуру с РЛС и т.д.

БПЛА могут выполнять и другие задачи. Например, использоваться в качестве ложных целей и др.

А что реально сделано в части оснащения наших кораблей беспилотниками?

Первые морские дроны, которые поставят российской армии, будут иметь скорость более 80 км/ч и смогут нести до 600 кг взрывчатки, сообщил 15 июля управляющий директор холдинга-разработчика КМЗ (Кингисеппский машиностроительный завод) Михаил Даниленко. «Мы называем его одноразовый катер. Он мелкосидящий, плоский, с минимальной высотой над поверхностью воды для малой заметности. Скорость – порядка 80 км/ч, запас хода – более 200 км. Полезная нагрузка – порядка 600 кг».

Даниленко отметил, что первые 10 дронов должны поступить в распоряжение Минобороны до конца этого года, их могут испытать в зоне СВО.

Установка дронов на действующие в мировом океане разведывательные суда существенно увеличат эффективность последних. Но пока на них нет БПЛА.

По сообщениям СМИ: «Суда связи типа “Юрий Иванов”, а также нового проекта 03182Р, получат дистанционно управляемые боевые модули, способные бороться с морскими надводными беспилотниками».

Замечу, что первые два судна проекта 18280 заложены 19 октября 2023 г. в Зеленодольске. Любопытно, когда они войдут в строй.

В СМИ несколько раз говорилось о передаче флоту тяжёлых БПЛА С-70 «Охотник». Они разрабатываются свыше 10 лет и до сих пор не приняты на вооружение. А бравые эксперты говорят уже о создании дрононосцев под С-70. Чтобы выпускать и принимать многотонные С-70, нужен корабль специальной конструкции (почти авианосец) водоизмещением не менее 20 тысяч тонн. При наших темпах судостроения такой дрононосец будет введён в строй не ранее середины века.

А между тем носитель 50-100 дронов можно создать за месяц. Разумеется, не для С-70, а для обычных БПЛА самолётного типа. И это не авторские фантазии. В Иране в носитель дронов типа Ababil-2, Arash и др. переделали старый десантный корабль Lavan, а также несколько сухогрузов.

Не способны наши адмиралы сами, так пусть попросят иранских специалистов помочь в переделке в дрононосцы сухогрузов, хотя бы из тех судов «река-море», которые ходят по Волге и Каспию.

Да и вообще, понимают ли товарищи флотоводцы, что такое дрон? Это не летательный аппарат или катер, а довольно компактная система связи и управления, которую можно навесить на всё, что плавает или летает.

Установив такую аппаратуру, дроном можно сделать и буксир, и ракетный катер, и сухогруз, и авиалайнер Ту-154 или бомбардировщик Ту-22. Речь, понятно, идёт о списанных самолётах, которые могут ещё совершить рейс в один конец.

Что может сделать списанный корабль, обращённый в дрон? Например, атаковать места базирования украинских БЭКов. Они запускаются с участка побережья около 200 км.

Морские и воздушные дроны – идеальные постановщики донных мин. Кстати, украинские БЭКи уже ставят мины у российских портов.

Скоростных больших и малых катеров, как списанных, так и законсервированных, в РФ предостаточно. К примеру, в 2023 г. в Черноморском флоте списали ракетный катер Р-71 «Шуя». Если на нём безвозвратно сломан двигатель, то списание понятно. А если нет, с катера следовало снять всё ценное и превратить в дрон, загрузив туда как минимум 10 тонн взрывчатки. При водоизмещении 500 тонн это вполне реально.

Длина причальной линии в Одессе 10,2 км, в Черноморске – 6 км. Неужели там нет ни одной достойной цели, чтобы рвануть 10 тонн тротила?

Кто подпустит к портам «Шую»? Начну с того, что у Р-71 скорость – 42 узла. А уж 30 узлов он как-нибудь даст. Кроме того, атаку больших дронов надо проводить массированно, под прикрытием ещё более массированных ударов воздушных дронов и ракет, а также в условиях мощного радиопротиводействия.

А почему морской дрон не может потопить какое-нибудь крупное украинское судно на фарватере единственного украинского гирла Дуная – Киликийского, оно же Быстрое? Длина гирла 116 км, ширина 600-1200 м, а глубина 4,5 м. Нетрудно сообразить, что судно, потопленное на фарватере, заблокирует гирло как минимум на несколько месяцев.

Кроме того, в дрон можно обратить списанный сухогруз, который, маскируясь под десятки судов, идущих в румынское и украинское гирла Дуная, зайдёт в гирло Быстрое и затопится там на фарватере. Результат тот же.

Фантазии автора? Я пишу только о уже существующих летательных аппаратах и кораблях, которые в дроны можно обратить в течение месяца-двух. Всё, что предлагается, уже использовалось в боевых действиях.

Так, в 1944-1945 годах американцы обратили в дроны несколько десятков бомбардировщиков «летающая крепость» Б-17. Использовались они с переменным успехом, однако все неудачи были связаны исключительно с недостатками систем управления. Будь у американцев современные средства, немцам бы не поздоровилось. И Б-17, и другие стратегические бомбардировщики летали бы бомбить Германию в основном как дроны.

Так кто мешает сейчас, используя списанные самолеты, не обратить в руины всю причальную зону Одессы длиной в 10,2 км и шириной километра три?