Войти в почту

И тогда на мины послали «Шмеля»...

По мнению большинства отечественных и западных аналитиков российско-украинский вооруженный конфликт резко обострил проблему использования искусственного интеллекта и полной автономности вооружений в боевых действиях.

И тогда на мины послали «Шмеля»...
© Свободная пресса

На сегодняшний день в подразделениях, участвующих в специальной военной операции, полноценно применяются и проходят программу эксплуатационных испытаний сразу несколько типов робототехнических комплексов.

Некоторые из них ранее уже были представлены как специалистам, так и более широкому кругу публики, тогда как о других стало известно совсем недавно. Первые уже не впервые решают комплекс реальных боевых задач, другие пока не имеют практического боевого опыта и проходят лишь первые испытания.

Тем не менее, их все объединяет способность к автономному передвижению по полю боя и функционирование без непосредственного участия человека (экипажа). Плюс оснащение передовыми технологиями, позволяющими им самостоятельно с точностью до сантиметра ориентироваться на местности и эффективно выполнять поставленные задачи.

В 2023 году АО «НПО «Высокоточные комплексы» (Госкорпорация «Ростех») представил широкой публике разработанный на базе минипогрузчика Ant-1000 робототехнический комплекс гуманитарного разминирования МГР-4 «Шмель». Весной текущего года изделие вышло на этап комплексных испытаний и для демонстрации его реального боевого потенциала их было решено провести в зоне специальной военной операции.

Земля Донбасса настолько обильно начинена взрывчатыми устройствами, что лучшего полигона для проверки функционала, доработки конструкции и совершенствования тактико-технических и эксплуатационных характеристик «Шмеля» сложно придумать. Кроме того, этот процесс максимально быстро приближает перспективную роботизированную платформу к серийному производству и принятию в полноценную эксплуатацию.

Инициаторами разработки машины гуманитарного разминирования впервые продемонстрированной на экспозиции выставки «Комплексная безопасность-2023» выступили коллективы ВНИИ «Сигнал» и АО «Ковровский электромеханический завод».

В конце мая-2024 в подмосковном парке «Патриот» состоялась очередная экспозиция этой выставки и на ней показали анонсированную ранее усовершенствованную версию МГР-4 «Шмель». Тогда же официальными лицами Государственной корпорации «Ростех» были раскрыты некоторые подробности программы испытаний, а также предполагаемые меры по дальнейшему технологическому развитию уже имеющейся модификации.

По словам Владимира Пименова – генерального директора ВНИИ «Сигнал», «процесс совершенствования и доработки нового робототехнического комплекса активно продолжается и имеет своей целью создание недорогой в производстве машины гуманитарного разминирования, обладающей самыми высокими рабочими характеристиками».

Подробности текущих работ раскрыл Бекхан Оздоев, занимающий должность индустриального директора кластера обычных вооружений и спецхимии ГК «Ростех». Он рассказал, что в настоящее время МГР-4 «Шмель» в рамках комплексных испытаний в реальных боевых условиях вышел на этап опытной эксплуатации. Который планируется успешно завершить во втором полугодии 2024 года.

Одновременно производится доработка конструкции изделия. Например, с целью улучшения эксплуатационного комфорта были уменьшены массогабаритные характеристики робототехнического комплекса. Таким образом, масса и размеры (длина 3 метра, масса 3,5 тонны) изделия были унифицированы с имеющимися ограничениями в отношении используемого ВС России грузового автомобильного транспорта.

В оснащение изделия внедрен трал новой конструкции, отличающийся высоким уровнем эффективности при работе с противопехотными минами. При этом сохранены все имевшиеся ранее преимущества. Например, дистанционное управление, минимизирующее опасности для оператора.

Как уже говорилось выше программа комплексных испытаний рассчитана еще на несколько месяцев, после чего последует очередной этап доработки и принятие решения по вопросу запуска серийного производства и ввода изделия в эксплуатацию. Создатели проекта вполне справедливо полагают, что МГР-4 «Шмель» вызовет живой интерес у потенциальных заказчиков.

И в первую очередь в Инженерных войсках Вооруженных сил Российской Федерации. Именно они рассматриваются в качестве главного будущего эксплуатанта изделия. Скорее всего не обойдут перспективный «Шмель» вниманием и противоминные подразделения, сформированные в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Что же касается конструктивных особенностей изделия, изначально позиционируемого в качестве недорогого и простого в эксплуатации средства гуманитарного разминирования, способного противостоять широкому кругу угроз и минимизировать риски для саперов, то они выглядят следующим образом.

В основу легла готовая платформа, ряд унифицированных систем и разработанный с нуля трал.

«Шмель» получил 85-сильную силовую установку с трансмиссией, основные агрегаты корпуса и колесно-гусеничную ходовую часть от положенного в основу МГР-4 мини-погрузчика Ant-1000. К ним было добавлено противоосколочное бронирование некоторых элементов, а вместо кабины появился отсек, оснащенный приборами управления.

Гидростатическая трансмиссия обуславливает раздельный привод ведущих колес, что, в свою очередь, обеспечивает достаточно высокий уровень маневренности. При помощи гидравлической системы перемещается стрела и функционирует трал МГР-4 «Шмель». Для улучшения проходимости поверх колес могут устанавливаться резиновые гусеничные ленты.

В состав программно-аппаратного комплекса управления «Прометей», разработанного ВНИИ «Сигнал», включены приборы навигации, вычислительные средства, комплект камер и устройств технического зрения, а также исполнительные механизмы. Именно через «Прометей» происходит дистанционное управление изделием. Максимальная дальность связи с изделием около одного километра.

Бойковый трал оригинальной конструкции устанавливается в носовой части изделия, оснащен ударными элементами на цепях и рассчитан на эффективное обезвреживание противопехотных мин, масса заряда которых измеряется сотнями граммов. Полоса сплошной расчистки составляет два метра. Глубина погружения бойков регулируется степенью подъема стрелы и не превышает 25 сантиметров. Скорость траления не превышает нескольких километров в час, тогда как при передвижении «Шмель» способен развивать скорость порядка 12-14 км/ч.