Войти в почту

Россияне будут выпивать с пользой для страны

Импортные виски и коньяки проходят обязательную маркировку перед поступлением в российские магазины. Раньше такую услугу оказывали крупные логистические центры в Прибалтике, но с 2021 года это начали делать и на территории России в режиме эксперимента. Он продлится до 2026 года, но Правительство уже сейчас предложило по его окончании законодательно закрепить маркировку зарубежного крепкого алкоголя исключительно на территории страны. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» узнала подробности и выяснила, как это отразится на стоимости и доступности продукции.

Россияне будут выпивать с пользой для страны
© Парламентская газета

Эксперимент возможностей

Крепкие и средней крепости спиртные напитки, как российские, так и импортные, маркируют федеральными специальными марками (ФСМ). В наклейке с двухмерным штриховым кодом зашифрована информация из реестра Единой государственной автоматизированной информационной системы: наименование, крепость, объем и производитель. Только эта специальная марка удостоверяет законность производства алкоголя и легальность его ввоза из-за рубежа.

Маркировка импортного спиртного перед ввозом в Россию стала обязательна с 2006 года и обычно была заботой производителя. Такую услугу предлагали в основном крупные логистические центры в Польше и прибалтийских странах. С 2021 года в виде эксперимента зарубежный алкоголь начали маркировать на специальных складах в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской, Владимирской, Калининградской, Брянской, Смоленской и Псковской областях, в Краснодарском крае и Татарстане.

Законодательно оформленный эксперимент должны были завершить 31 мая 2024 года, но отдельным законом его продлили еще на два года, чтобы лучше протестировать возможности таможенных складов, организовать взаимодействие участников рынка и контролирующих органов и оценить целесообразность маркировки импортного алкоголя на территории России на постоянной основе.

Одни плюсы

Новый законопроект, подготовленный Минфином, предлагает маркировку импортного алкоголя полностью перенести на территорию России с 1 марта 2026 года.

«Перенос маркировки на территорию России обеспечит независимость от услуг, оказываемых западными странами, а также позволит сосредоточить в стране финансовые ресурсы на оплату таких услуг. При этом перенос маркировки импортируемой алкогольной продукции будет способствовать созданию новых инфраструктурных объектов и рабочих мест, формированию новых логистических маршрутов на территории России, а также модернизации и увеличению складских мощностей», — говорится в пояснении на сайте Минфина.

В сопроводительных документах к законопроекту дана статистика по итогам первого квартала 2024 года, согласно которой в эксперимент включились уже 157 из 195 импортеров алкогольной продукции, 31 таможенный склад и 19 складов временного хранения. За год количество импортеров увеличилось почти вдвое, таможенных складов — в 2,2 раза, складов временного хранения — на 70 процентов.

Минфин особо подчеркивает, что перенос маркировки на территорию России не приведет к возникновению новых затрат для импортеров, поскольку сам процесс маркировки не изменится.

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин считает, что от переноса маркировки выиграет прежде всего российский бюджет.

«Понятно, что и акцизы пойдут в бюджет, и контроль будет тотальный и прозрачный. Но я считаю, что при этом нужно уделять большее внимание отечественным производителям», — рассказал «Парламентской газете» сенатор.

По спросу и цена

Идея Правительства хороша тем, что на маркировке теперь будут зарабатывать наши люди и компании, считает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. При этом он отказался прогнозировать, как это повлияет на стоимость импортного алкоголя в 2026 году, так как это «невозможно и некорректно».

«Дешевле все равно не будет, потому что импортная продукция не может дешеветь. В России политика поддержки отечественного производителя направлена на то, чтобы зарубежный алкоголь стоил дорого, по крайней мере из недружественных стран. А алкоголь преимущественно оттуда и поступает», — пояснил он «Парламентской газете».

К любым повышениям на импортную продукцию население привыкает максимум за год, отметил Дробиз. В пример он привел «мощное повышение» таможенных пошлин на вина из недружественных стран с 1 августа 2023 года.

«Цены на вино тогда хоть и выросли, но средний класс от него не отказался. Государству и производителям выгодно, чтобы средний класс переходил на российское вино, а среднему классу это не очень надо, потому что для них это определенное поражение в статусе. Так что даже если цены на импортную продукцию в результате переноса маркировки повысятся, это не снизит ее потребления», — предположил эксперт.

В плане поставок импортного алкоголя тоже, по мнению Дробиза, ничего кардинально не изменится.

«Если до сих пор Запад нас особо не ограничивает в поставках своего алкоголя, то вряд ли это произойдет и в 2026 году», — отметил он.