В Петербурге учат навыкам оказания первой помощи раненым, и не только в зоне СВО

В Петербурге ветераны боевых действий и медики объединили усилия, чтобы научить сограждан оказывать первую помощь получившим ранения и травмы в результате дорожных аварий или преступлений, а также вооруженных конфликтов, техногенных или природных катастроф.

В Петербурге учат навыкам оказания первой помощи раненым, и не только в зоне СВО
© Российская Газета

Врачам и спасателям хорошо известно правило "золотого часа", в течение которого грамотное оказание медицинской помощи является наиболее эффективным и позволяет минимизировать риск опасных для жизни осложнений. Чтобы не потерять этот час, действия лиц, находящихся рядом с раненым, должны быть хладнокровными, быстрыми и точными, пусть даже среди них не будет профессиональных медиков.

Обучить методам экстренной помощи "на словах" не получится. Все теоретические знания должны быть подкреплены практическими навыками, а отработать эти умения до автоматизма требуется в условиях, приближенных к реальной чрезвычайной ситуации. Решить эту задачу стремится Центр тактической медицины "Сварог", работая с людьми, которые никогда не надевали белых халатов.

За плечами руководителя "Сварога" Никиты Васильева (позывной "Август") - учеба в медицинском вузе, служебные командировки на Восток, в Африку и дважды - в зону СВО. К нему присоединился Петр Туниманов ("Химик"), врач-нейрохирург высшей категории, сотрудник петербургского НИИ Скорой помощи им. И. И. Джанелидзе, Георгий ("Гусар"), работавший в полевых госпиталях и эвакуационной группе, а также бывшие и действующие военнослужащие и сотрудники оперативных служб, силовых структур, бойцы ЧВК, медики реанимационно-хирургических бригад скорой помощи и другие специалисты.

Второе рождение центр пережил после объявления частичной мобилизации осенью 2022 года. Почти в круглосуточном режиме инструкторы центра, многие из которых с боевым опытом, обучали мобилизованных тому, как пользоваться средствами, входящими в армейскую аптечку, и собранными волонтерами, объясняли, что взять с собой на фронт, чтобы в случае ранения помочь себе и товарищу. Первое место по праву занимают средства временной остановки кровотечения на периферии (на конечностях) - жгуты и их более современные аналоги - турникеты.

Как рассказал корреспонденту "РГ" один из инструкторов, работавший в зоне СВО, ополченцы Донбасса, а затем и солдаты российской армии, к которым впервые попадали в руки трофейные турникеты, зачастую не понимали их назначения и разрезали на части ради застежек-липучек. Многие мобилизованные не знали базовых принципов первой помощи. "Были случаи, когда при ранении двух ног раненому накладывали один жгут на оба бедра, а гемостатический бинт просто приматывали сверху к ране", - вспоминает специалист.

Армия и гражданское общество наладили доставку в войска турникетов, различных фиксирующих повязок и других современных средств полевой медицины. Однако качество этих изделий до сих пор сильно отличается в зависимости от производителя. Наставники "Сварога" помогают выбрать и взять с собой "за ленточку" только то, что стопроцентно сработает в случае необходимости, ведь второй попытки просто не бывает.

...Первым шагом на пути освоения тактической медицины является трехдневный базовый курс военно-медицинской подготовки. День - теория, второй - практика, третий - отработка полученных знаний о самопомощи и спасении раненых на армейском полигоне или другом участке местности с имитацией боевой обстановки в виде пиротехники и холостой стрельбы. Военнослужащие в группе работают со своим штатным оружием, оснащением и техникой, гражданские - с массогабаритными макетами оружия и личными бронежилетами. Причем отрабатывается не только помощь раненым, но и их транспортировка к месту сбора и эвакуации, требующая командной слаженности и хорошей физподготовки.

- Но это только "превью", дающее основные навыки и знания. Дальше - прохождение специализированных курсов и регулярное закрепление навыков, которые надо поддерживать, - сказал руководитель Центра "Сварог". В ходе дополнительных занятий людей обучают десмургии (наложение мягких повязок), иммобилизации (фиксация поврежденной части тела), внутривенному доступу, медикаментозной и инфузионной терапии. Есть спецзанятия по работе с торакальной (грудной) областью, с ожогами и обморожениями, по сортировке, стабилизации и эвакуации пострадавших.

- Процентов 60 наших постоянных слушателей сами не служат в зоне СВО, но часто ездят туда с гуманитарной помощью. Процентов 30-40 - действующие сотрудники силовых ведомств или ЧВК. Есть и те, кто планирует заключить контракт с Минобороны. Многие проходят базовый и расширенный курс, позволяющий им стать санинструктором, - поясняет "Август", имея в виду тех, кто регулярно посещает занятия, повторяя и закрепляя уже пройденный материал.

Около 60 процентов слушателей курсов ездят в зону СВО с гуманитарной помощью

Обучаться тактической медицине идут не только волонтеры и силовики. Среди слушателей - курсанты военного учебного центра при Государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП), студенты Медико-социального института и других вузов. На очереди - совместная работа с ДОСААФ и "Юнармией".

С учетом специфики в "Свароге" планируют выделить три направления учебы: армейское, полицейское, а также гражданское, ориентированное на первую помощь в бытовых ситуациях, в том числе при ДТП и насильственных преступлениях. Также в перспективе появится обучение по смежным дисциплинам: по тактике, огневой и инженерной подготовке, системам связи. Готовые к работе инструкторы с боевым опытом сегодня есть не только в армии, но и в других ведомствах, стоящих на защите страны.

Справка "РГ"

Центр тактической медицины "Сварог" создал в 2014 году бывший военнослужащий Псковской воздушно-десантной дивизии Георгий Корватовский, участник боевых действий в Южной Осетии в 2008 году и на Донбассе в 2014 году. Видя собственными глазами, как погибают раненые, которым не сумели остановить кровотечение или ввести нужный препарат, он вместе с единомышленниками занялся медицинской подготовкой людей в погонах и тех, кто готовился их надеть. С началом СВО Корватовский ушел на фронт добровольцем и погиб при выполнении боевой задачи в конце 2022 года.