Цель № 1 — «наземный летчик»
Десятки БПЛА враг запускает каждую ночь только по объектам нашей гражданской инфраструктуры, а на фронтах спецоперации, передают военкоры, гул в небе теперь беспрерывен круглые сутки. Однажды, задолго до начала спецоперации, на выставке «Армия» в Кубинке мне довелось неспешно поговорить с создателем великолепных «Ланцетов» Александром Захаровым. Великий наш конструктор (пророчу: скоро в учебниках его фамилия будет стоять рядом с фамилией Михаила Калашникова) уже тогда предвидел, что в будущем небо войны наполнится целыми стаями механических птиц, и утверждал, что целью № 1 станут не они, а люди, ими управляющие. Железки можно штамповать на конвейере, сказал Александр Вячеславович, а оператора необходимо готовить индивидуально, и процесс обучения сложный и долгий.
Прошло несколько лет, и ростеховский концерн «Калашников» (в его состав входит захаровская компания Zala Aero Group) на военной выставке в Подмосковье представил аппарат, на который никто не обратил тогда внимания. Сын Александра Захарова, Никита, тоже конструктор — разработчик БПЛА, коротко сказал, что это «спасатель» для расчетов беспилотников. Видимо, боевые импульсы, излучаемые невзрачной двухметровой мачтой, должны искажать сигналы наведения высокоточных боеприпасов врага и уводить средства поражения от пункта управления беспилотниками. Но это мое личное предположение, а мачту эту больше нигде видеть не приходилось. Зато все больше появляется информации о развернувшейся в зоне СВО охоте на «наземных летчиков».
1 июля о поражении такой приоритетной цели сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ: пункт управления беспилотниками ВСУ на авдеевском направлении уничтожили артиллеристы группировки войск «Центр». Получив точные координаты от дрона-разведчика «Орлан-30», артиллерийский расчет 152-мм самоходной пушки «Гиацинт-С» беглым огнем грохнул замаскировавшихся в разрушенном доме операторов БПЛА противника. Попадание в цель было произведено с дистанции более 20 км. Но и враг выцеливает таких российских военных специалистов с особым старанием. Поэтому при обучении наших операторов многофункциональных беспилотников их учат не только проведению разведки, поиску на поле боя наиболее важных целей, корректировке огня систем артиллерии и умению управлять БПЛА в условиях активного применения неприятелем помех системами радиоэлектронной борьбы. Как сообщается на сайте Минобороны России, при обучении «наземных летчиков» для подразделений Воздушно-десантных войск, выполняющих задачи в составе группировки войск «Днепр», важнейшим элементом подготовки теперь является «отточенный до автоматизма навык оперативно покидать позицию приземления беспилотника». Действительно, от этого зависят жизни всего расчета БПЛА и его группы прикрытия, а по большому счету и успех боевых операций на каждом участке линии фронта.