В Петербурге появился первый в РФ тренажер спасательной шлюпки свободного падения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июля. /ТАСС/. Первый в России полномасштабный тренажер для подготовки членов экипажей судов по использованию спасательных шлюпок, спускаемых методом свободного падения, появился в ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге. Тренажер предназначен для отработки навыков безопасной посадки, высадки, управления и маневрирования шлюпкой, сообщил журналистам ректор университета Сергей Барышников.

"Тренажер уникален в том, что там отрабатывается не только спуск шлюпки на воду, но и дальнейшее ее движение по морю. Это не отрабатывает никто. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что кое-где есть отдельные элементы. Конечно, все наши курсанты будут проходить эту подготовку, потому что сейчас такой вид шлюпок свободного падения является перспективным, приоритетным и отработка эта крайне важна", - сказал он.

Тренажер представляет собой реальную шлюпку свободного падения, которая установлена на платформу с шестью степенями свободы, и, которая ведет себя при спуске и дальнейшем маневрировании ровно так, как ведет себя настоящая шлюпка, объяснил директор по развитию ООО "Сторм", компании-разработчика тренажера, Геннадий Суйтс. Он подчеркнул, что ГУМРФ им. Макарова принял активное участие в разработке технического задания на этот тренажер, при производстве тренажера участвовал в промежуточных испытаниях.

Кто будет тренироваться

Обучение будут проходить и студенты колледжа, и студенты вуза, и моряки, направленные на переподготовку. Директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Сергей Айзинов подчеркнул, что свободно падающие шлюпки - самый эффективный метод спасения, которым должны владеть все члены экипажа. Подготовить моряков в реальных условиях невозможно: это опасно, кроме того, для таких шлюпок нужна открытая акватория глубиной от 6 м. К тому же проводить обучение круглогодично невозможно, так как водоемы замерзают.

"Использование тренажера позволяет уйти от этих двух проблем. Во-первых, обеспечить безопасную, эффективную подготовку. А во-вторых, обеспечить эту подготовку круглогодично. <…> Более того, человек имеет возможность [на тренажере] запустить двигатель, управлять шлюпкой в ненастную погоду, в штормовых условиях, ночью, днем, что невозможно организовать в учебном процессе при использовании реальных шлюпок на открытках акваториях", - заключил он.

Институт дополнительного профессионального образования университета Макарова учит ежегодно порядка 20-25 тыс. человек, рассказал Айзинов. В 2023 году обучение прошли 26,5 тыс. моряков и курсантов всех плавательных специальностей. В планах - включить использование этого тренажера в учебные курсы для повышения эффективности подготовки.

Институт дополнительного профессионального образования университета Макарова учит ежегодно порядка 20-25 тыс. человек, рассказал Айзинов. В прошлом году обучение прошли 26,5 тыс. - это и моряки, и курсанты всех плавательных специальностей. В планах - включить использование этого тренажера в учебные курсы для повышения эффективности подготовки.

"А что касается рулевых спасательных шлюпок, то [в планах] предложить судоходным компаниям проведение такой подготовки для командиров, рулевых спасательных шлюпок свободного падения, которые монтируются на буровых установках или на судах, которые оснащены такими шлюпками", - сказал руководитель института дополнительной подготовки.

О вузе

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова был создан в 2012 году после объединения Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций - старейшего транспортного вуза России, ведущего свою историю с 1809 года, - и Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова.

В настоящее время университет представляет собой отраслевой вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс, вуз включает шесть филиалов, семь учебных городков и четыре института. Обучение проходят, в том числе 300 иностранных курсантов и студентов из 29 стран мира.