Войти в почту

Очередной подарок НАТО России: Наши взяли в плен продвинутого «эстонца»

«Самый миролюбивый» Североатлантический альянс не прекращает снабжать ВПК Российской Федерации своими передовыми оборонными технологиями.

Очередной подарок НАТО России: Наши взяли в плен продвинутого «эстонца»
© Свободная пресса

В мае в руки ВС РФ попала созданная эстонской компанией «MILREM Robotics» роботизированная платформа THeMIS, вызвавшая неподдельный интерес у российских инженеров. Кстати, первая такая машина появилась в зоне СВО еще в августе 2022-го, но их участие в боевых действиях Украина предпочитала не афишировать.

Даже закупка THeMIS велась под кодовым обозначением «Журавель». В секрете держатся и количество переданных Таллином машин, и их стоимость.

Этот наземный робот, по сути своей, является беспилотным гусеничным транспортным средством с открытой архитектурой. На сегодняшний день существует три модификации этой платформы:

1. «THeMIS Transport» грузоподъемностью 1200 килограммов, ключевая задача которого заключается в эвакуации раненных с поля боя и доставке на линию боевого соприкосновения боеприпасов. За один рейс способен доставить двадцать пять 155-миллиметровых артиллерийских снарядов.

2. Боевая версия «THeMIS Combat» может оснащаться различными вариантами вооружения, включающими (в различных сочетаниях) скорострельную артиллерийскую установку (калибр 30 мм), автоматический гранатомет (40 мм) и пулеметы калибром 12,7 и 7,62 миллиметра. Имеет тепловизор и ночной прицел.

Кроме того, разработчиком предусмотрена возможность установки аппаратуры для обнаружения и последующего обезвреживания как мин, так и самодельных взрывных устройств.

3. «THeMIS ISR » – робот-разведчик, оборудованный большим количеством датчиков, в задачу которых входит как можно более полный сбор информации о боевой обстановке. Также может выполнять функции станции РЭБ, ретранслятора радиосигнала или лазерного целеуказателя.

Именно эта разведывательная версия, нашпигованная новейшей западной электроникой, затрофеена нашими бойцами. Это позволит отечественным конструкторам детально исследовать гибридную силовую установку платформы, ее систему управления и легкую бронезащиту, обеспечивающую достаточно серьезную для роботизированных комплексов скорость передвижения.

Робототехнический комплекс «Milrem THeMIS» без преувеличения одна из наиболее интересных передовых разработок в классе наземных беспилотников. Машина вызвала неподдельный интерес у военных нескольких стран, некоторые из которых даже приобрели опытные образцы для эксплуатационных испытаний.

Не оставили ее без внимания и российские специалисты. Еще в сентябре 2022 года Центром анализа стратегий и технологий было объявлено о награде в один миллион рублей за трофейный эстонский РТК.

Говоря о технических особенностях данного изделия, отличающегося достаточно высокой степенью автономности, следует понимать, что THeMIS, номинально считающийся эстонским, разработан с участием иностранных компаний (из стран с высокоразвитым и высокотехнологичным ВПК).

Шасси робототехнической платформы создано на основе двух броневых корпусов, оснащенных гусеничными движителями, между которыми расположена площадка для целевых нагрузок. Заинтересовавшая наших инженеров гибридная силовая установка включает: аккумуляторная батарею, дизельный агрегат и тяговые электромоторы.

Известные технические и эксплуатационные характеристики этого робота выглядят следующим образом:

- габаритные размеры (Д/Ш/В), мм – 2400/2000/1150;

- масса (снаряженная), кг – 1635;

- грузоподъемность (нормальная/максимальная), кг – 750/1200;

- скорость передвижения, км/ч – 20;

- продолжительность работы, ч – 15;

- время автономной работы (от АКБ), ч – 1,5.

Кроме того, разработчик оснастил изделие внушительным набором разнообразных датчиков «технического зрения» и видеокамер, информация от которых поступает в систему управления, характеризующуюся высочайшим уровнем автономности.

РТК THeMIS»способен не только самостоятельно передвигаться по заданному маршруту, но и определять индивидуальные особенности дороги, учитывая их при выборе скорости. В качестве дополнительной опции – возможность управления оператором по радиоканалу.

Каковы же причины столь неприкрытого и нескрываемого интереса к эстонскому роботу? Во-первых, это желание понять подоплеку его популярности, ведь Украина является уже двенадцатым (!) эксплуатантом. Семь из них являются членами Североатлантического альянса. А Франция даже использовала THeMIS в ходе операции в Мали. Изучение трофея, как минимум, поможет нам определить уровень развития робототехники в НАТО.

Во-вторых, с помощью полученного образца удастся установить степень эволюции технологических процессов, являющихся основой одного из самых передовых проектов. Равно как и его технический потенциал.

В-третьих, у российских специалистов появляется прекрасный шанс для тщательного изучения системы управления эстонского беспилотника и связанных с ней приборов и аппаратуры. Так сказать, технологическую основу высокого уровня автономности THeMIS.

Правда, это то, что лежит на поверхности. Несомненно, в зоне внимания российских конструкторов окажутся и гибридная силовая установка, и общая архитектура комплекса, и возможности по интеграции специальных нагрузок и целевого оборудования.

Проще говоря, результат работы с эстонским РТК будет весьма полезен для отечественного ВПК. Она поможет проанализировать актуальное положение дел в западной робототехнике, изучить полезные для нас технологии и идеи, оценить их перспективы и степень их влияния на развитие отечественных проектов.

И в заключение о любопытном. О всеобщей выгоде, которую, как бы странно это не звучало, получили все заинтересованные стороны.

Россия захватила желаемый трофей, эстонская «Milrem Robotics» не только испытала свой РТК в ходе реальных боевых действий, но и получила бесплатную рекламу, а участвующие в закупке «THeMIS» украинские структуры, как водится, существенно пополнили свои валютные счета.