Как Су-57 до Индии не долетел, лишив индусов самолета 5-го поколения

Сначала небольшой экскурс в историю российско-индийских отношений в сфере военно-технического сотрудничества. А точнее в области авиастроения.

Как Су-57 до Индии не долетел, лишив индусов самолета 5-го поколения
© Свободная пресса

В ноябре 1996, после двухлетних раздумий, оценок и переговоров, Министерство обороны Индии заключило с российским АО «Опытно-конструкторское бюро П. О. Сухого» контракт стоимостью $1,462 млрд, предусматривающий поставки высокоманевренных истребителей Су-30МКИ.

А уже в ноябре 2004 года на вооружение индийских ВВС поступили первые боевые машины, собранные на производственных площадях национальной аэрокосмической оборонной компании «Hindustan Aeronautics Limited». В общем, как говорится, все получилось, все срослось.

Поэтому вполне логичной представляется и предпринятая в 2007 году вторая (и опять удачная) попытка организации аналогичного по структуре военно-технического сотрудничества Нью-Дели с ОКБ «Сухого». На этот раз целью проекта, получившего название «Fifth Generation Fighter Aircraft», был назван двухместный многофункциональный истребитель пятого поколения.

Однако такой сценарий абсолютно не устраивал тогда еще почти непуганного «властелина глобуса», пустившего в ход весь свой гнусный арсенал: угрозы, шантаж, обещания и деньги. Очень большие деньги.

Янки не могли не иметь видов на активно растущий индийский рынок, а квинтэссенцией их интересов стало создание в сентябре 2017-го американского лобби, возглавляемого экс-маршалом индийских ВВС Анилом Чопра, ключевой задачей которого стала ликвидация проекта «FGFA». В деньгах у них недостатка не было, поэтому «убеждение» нужных людей в нереальности создания «самолета будущего» на базе Су-57 ввиду эффективности коллективно-западных санкций, прошло быстро и без особых усилий.

В итоге в апреле 2018-го Индия покинула базировавшийся на платформе российского первенца «пятого поколения» истребителя Су-57 проект «FGFA». И это несмотря на то, что всего за девять месяцев до этого события сторонами активно подтверждалось взаимное участие и увеличение финансирования, специалистами ОКБ «Сухого» совместно с представителями «Hindustan Aeronautics Limited» разрабатывалось и принималось порядка пяти десятков усовершенствований и дополнений к базовой модели и т. д.

Проще говоря, индийцы должны были получить самолет, мало чем уступающий российскому Су-57, что даже в стратегическом плане достаточно спорно. Однако, напомним, вторая половина двадцатых – время плодотворной работы сразу трех российско-индийских корпораций, выдававших на «гора» вооружения в промышленных масштабах: Су-30МКИ (г. Насик, штат Махараштра), Т-90С/Т-90СМ (г. Ченнаи, штат Тамилнад) и сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос» (г. Нью-Дели).

Справедливости ради следует отметить, что имелись у проекта «Fifth Generation Fighter Aircraft» и достаточно авторитетные защитники. Такие, например, как генерал Пракаш Катош – военный советник премьер-министра Нарендры Моди и экс-командир группы Para (SF) – Сил специального назначения. Он предупреждал, что самостоятельные разработки самолета пятого поколения традиционно трансформируются в столь привычный для индийцев долгострой, а итогом станет «нечто маловразумительное».

Пракаш Катош приводил в пример быструю и успешную реализацию совместных с Россией проектов, но слова боевого генерала не нашли отклика в сердцах чиновников, ослепленных золотым тельцом, хотя и полностью подтвердились спустя небольшой промежуток времени.

Как бы то ни было, пожелания столь влиятельного «военно-политического партнера» как США, сулившего фантастические преференции от будущего сотрудничества, были поспешно учтены, а датой первого полета своего собственного «стелса», созданного в рамках программы «АМСА», был назначен 2025 год. Правда, еще тогда большинство профильных экспертов назвали это сказкой, и, как оказалось, были они правы.

За прошедшие с момента выхода из совместного проекта шесть лет индийцы создали лишь несколько нелетающих выставочных макетов, к тому же разительно отличающихся друг от друга. Результатом десятилетнего существования национальной индийской программы «АМСА» стало отсутствие прототипа, способного участвовать хотя бы в наземных статических испытаниях.

Срок первого полета индийского «самолета будущего» ожидаемо сместился на 2028 год, и это, по мнению экспертов, далеко не последний сдвиг вправо.

Многие из них приводят в качестве примера первый (и, кстати, единственный) чисто индийский истребитель «Tejas» («Сияющий»), полетевший лишь в апреле 2001 года, на годы серьезно отстав от своих «коллег» по классу – от российского Су-30 более чем на одиннадцать, а от американского F-16 Fighting Falcon вообще на двадцать семь (!) лет. Устаревшим оказалось все – от планера до основных летных и технических характеристик.

Честно говоря, непонимание индийцев масштабности имеющихся в их распоряжении проблем: колоссальном количестве инновационных технологий, без которых невозможно создание самолета пятого поколения, отсутствие собственной силовой установки и многое-многое другое, не может не удивлять.

Пример F-35 Lightning II, проблемы с безопасностью полетов которого растут как снежный ком, индийцам почему-то впрок не пошел. Кстати, китайский прототип самолета пятого поколения Шэньян FC-31 («Кречет»), поднявшийся в воздух еще в октябре 2012-го, не только летает, но и производится мелкосерийно.

Мы не случайно вспомнили о китайском «Кречете». Основной региональный противник Индии – Пакистан намерен в самой ближайшей перспективе решить проблему с самолетом пятого поколения для своих Военно-воздушных сил. Мало того, представители военно-промышленного комплекса Поднебесной даже не считают нужным скрывать, что Исламабад позиционируется ими в качестве главного потенциального покупателя их новейшего истребителя-стелса.

В январе текущего года главный маршал авиации и командующий ВВС Пакистана Захир Хафизи анонсировал принятие на вооружение первой эскадрильи Шэньян FC-31 уже к концу 2024 года.

В течение четырех следующих лет пакистанский авиапарк китайских истребителей пятого поколения, на сегодняшний день завершившего цикл испытаний, должен вырасти до шестидесяти машин.

Таким образом, учитывая темпы строительства боевых самолетов в Китае, можно с большой долей уверенностью предполагать, что Исламабад сформирует минимум два полка истребителей «Кречет» еще до того, как индийский «АМСА» в первый раз поднимется в воздух.

Американские «друзья» предлагают Индии решить данную проблему, купив проблемные F-35 Lightning II и модернизированную версию F-16 – «Viper» («Гадюка»). В настоящее время единственным эксплуатантом последних является только Тайвань.

Очевидно, что, клюнув на удочку «гегемона», Индия моментально попадает в технологическую и военную зависимость от Дядюшки Сэма. Как тут не вспомнить предсказание Пракаша Катоша. Вспомнили о нем и сотрудники ANI (индийское информационное агентство), предложив боевому генералу прокомментировать создавшуюся ситуацию.

«Повторяю, отказ от программы «FGFA» был ошибкой, приведшей сегодня к абсолютно абсурдной ситуации. Мы в тупике, в который сами же себя и загнали. Региональные враги Индии ведут счет «стелсов» уже на сотни. В ближайшее время и Пакистан станет обладателем нескольких десятков истребителей пятого поколения.

Несмотря на то, что даже тогда наш отказ от сотрудничества с русскими выглядел безрассудно, мы сделали это. Теперь пришло время исправлять свои ошибки. Мне думается, что окно возможностей в отношении Су-57 полностью еще не закрыто.

ОКБ «Сухого» запатентовало свой «Felon» (по кодификации НАТО «Преступник») с учетом рынка Индии. На сегодня это единственная наша возможность в относительно короткие сроки получить «невидимки» пятого поколения», – резюмировал индийский генерал.