Войти в почту

Морской бой XXI века: «Безлюдные» ракетные батареи – уже реальность и для Штатов, и для Украины

Дебют радиоуправляемого катера-камикадзе состоялся 28 октября 1917 года. Германский катер «Люрсен FL», управляемый с самолёта, атаковал у побережья Бельгии самый крупный в мире монитор «Эребус» (водоизмещение 8000 т, вооружение: две 381-мм пушки). На британском мониторе сдетонировал боекомплект, и «Эребус» с трудом, но смог дойти до базы.

Морской бой XXI века: «Безлюдные» ракетные батареи – уже реальность и для Штатов, и для Украины
© Свободная пресса

А уже через три года, в августе 1920 года, в США началась переделка в радиоуправляемый дрон броненосца (линкора) «Айова». Летом 1921 года корабль-цель СВ-4 (так переименовали «Айову») уже бомбили американские аэропланы, правда, без особого успеха. СВ-4 был потоплен лишь 23 марта 1923 года 356-мм снарядами линкора «Миссисипи».

Военная история движется по спирали. И с 2022 года управляемые катера-камикадзе, снабжённые терминалами для связи со спутниками «Старлинк», с переменным успехом действуют на Чёрном море.

А в США создаются целые эскадры морских дронов. Так, в сентябре 2021 года на американской базе в Манаме (Бахрейн) в Персидском заливе была создана Оперативная группа (Task Force-59), состоящая из дронов.

С 23 ноября по 15 декабря 2022 года в Бахрейне прошли военно-морские учения Digital Horizon («Цифровой горизонт») 5-го флота США, направленные на отработку и применение морских автономных систем, беспилотных летательных аппаратов, их интеграцию в единую систему боевого управления с использованием алгоритмов искусственного интеллекта.

В прошедших манёврах были использованы 15 различных беспилотных систем, при этом 10 из них 5-й флот ВМС США применял впервые.

Во второй половине 2022 года американцы начали патрулирование Персидского залива парусными морскими дронами Saildron Explorer USV. Внешне дроны похожи на виндсерфинг.

Длина «парусника» 7 м, высота 5 м. В металлическом парусе и корпусе размещены солнечные батареи, питающие оборудование дрона. Автономность Saildron Explorer USV – от 6 месяцев до года, в зависимости от модификации.

Дроны в парусном исполнении архиинтересны, но это тема другого рассказа. А мы вернёмся к линкорам. Увы, дронов-линкоров пока ещё нет, но на Тихом океане США создали соединение дронов-ракетоносцев под названием «Призрачный флот».

Американцы умеют экономить деньги и создали дроны-ракетоносцы на базе… морских самоходных барж. В США их корректно называют «быстроходными судами снабжения».

Первый корабль для «Призрачного флота» «Рейли Клэр» (Rilay Claire) был построен в 2014 году. Внешне он действительно похож на самоходную баржу с рубкой в носовой части. Такие суда мы постоянно видим на Волге.

До сих пор известны лишь длина дрона – 55 м и ширина – 9 м (а по другим сведениям 10 м), крейсерская скорость 10,6 узлов, максимальная – 20 узлов. Все остальные данные засекречены, включая водоизмещение. По моей оценке, водоизмещение «Рейли Клэр» 1000—1200 тонн.

До этих судов все американские дроны не имели отсеков для экипажа, а управление ими в ручном режиме велось с мостика со специального пункта. А «Клэр» – первый дрон, снабжённый отсеком для 6 членов экипажа. Любопытно, что в американских ВМС первому дрону присвоено название «Nomad», а в гражданских судовых реестрах он по-прежнему числится как «Рейли Клэр».

Всего для «Призрачного флота» американцы построили четыре судна-дрона класса «Nomad». При этом они имеют конструктивные различия и разное радиотехническое устройство. Последнее судно, «Вангард» («Vanguard»), спущено на воду 15 января 2024 года.

В 2020 году дрон «Ранджер» совершил плавание из Мексиканского залива до берегов Калифорнии. А весной 2021 года этот путь проделал «Номад». Американцы утверждают, что 98% пути оба судна прошли в беспилотном режиме, и лишь в Панамском канале их вёл капитан. Любопытно, а экипаж на борту дронов присутствовал постоянно или высаживался на борт при входе в порт или канал? Так, 17 сентября 2023 года «Ранджер» вошёл в порт Йокосука в ручном режиме.

Ещё раз повторю, что все четыре судна-дрона похожи на самоходные баржи. На их плоских палубах установлены 4-6 здоровенных контейнера. Принадлежность к ВМС выдают многочисленные антенны.

Но вот 3 сентября 2021 года над одним из контейнеров дрона «Ранджер» сдвинулась крышка, и оттуда поднялась пусковая установка с четырьмя ячейками для ракет. После того как ПУ приняла вертикальное положение, из неё была запущена ракета SM-6.

Сия ракета – глубокая модернизация зенитных корабельных ракет типа «Стандарт» комплекса «Иджис».

С 2013 года ракетами SM-6 оснащаются американские эсминцы. Ракета снабжена ускорителем Mk72 от антиракеты SM-3. В итоге дальность SM-6 возросла до 240 км при потолке в 33 км. Вес ракеты 1,5 тонны.

На конечном участке полёта включается активная радиолокационная головка самонаведения, что позволяет поражать воздушные, морские и наземные цели. Количество ракет SM-6 на дроне неизвестно, но можно предположить, что оно колеблется от 16 до 24 штук. Целеуказание ракеты ведётся со спутника.

В настоящее время «Призрачный флот» из четырёх дронов типа «Намад» базируется в Сан-Диего (Калифорния).

А что происходит на Чёрном море? В подражание американцам ВСУ пытаются создать на базе дронов ракетно-артиллерийские платформы. Так, на нескольких беспилотных катерах «Малюк» («Sea Baby») установлены два авиационных блока Б-8В20А. В каждом блоке до 20 неуправляемых ракет С-8.

На нескольких других «Малюках» установлено по шесть 122-мм труб с РСЗО «Град».

В борьбе с украинскими морскими дронами достаточно эффективно показали себя российские вертолёты. В связи с этим на катерах-дронах ВСУ монтируются пусковые установки авиационных ракет Р-73. По крайней мере, один такой катер захвачен российскими ВС.

Ракеты Р-73 «воздух-воздух» приняты в СССР на вооружение ещё в 1983 году. Ракета оснащена пассивной инфракрасной головкой самонаведения.

Что касается оснащения дронов НУР С-8 или «Град», то возникает естественный вопрос об их стабилизации. Разработка систем стабилизации обойдется куда дороже самой баржи, а при отсутствии систем стабилизации и волнении стрельба может вестись только по площади. Так что НУР на дронах – это оружие террора или «обозначение своего присутствия».

От ракет Р-73 вертолёты и самолёты могут защитить тепловые ловушки. Тем не менее, применение Р-73 может серьёзно осложнить поиск и уничтожение морских дронов.

А теперь вновь вернёмся к американским дронам. В мирное время юридический статус морского дрона в Морском праве не определён.

Дело в том, что дроны не являются судами в понимании Конвенции ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, под действие которой в соответствии со статьёй 2 данного документа военные аппараты не попадают.

Они не попадают и под определение военного корабля в понимании статьи 29 Конвенции ООН по морскому праву. Это определение достаточно ясно:

«Для целей настоящей Конвенции “военный корабль” означает судно, принадлежащее к вооружённым силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчинённый регулярной военной дисциплине».

К дрону, не имеющему на борту экипажа и командира, это определение явно не подходит.

Неопределённость статуса подводных и надводных дронов позволяет в нейтральных водах уничтожать или досматривать их на предмет «угрозы судоходству».

Уже есть несколько случаев захвата малых американских дронов Ираном в Персидском заливе и Китаем в Южно-Китайском море.

Поэтому (по крайней мере, до сентября 2023 года) США «выгуливают» свои морские дроны в Персидском заливе только в сопровождении боевых кораблей.

Так, 19 апреля 2023 года дрон L3 Harris Arabian Fox MAST-13 прошёл Ормузский пролив в сопровождении двух сторожевых кораблей. Находившиеся поблизости иранские суда вели слежение, но не вмешивались.