о нежелании Германии втягиваться в прямой конфликт с Россией
«Отрицательная позиция Германии по вопросу создания бесполётной зоны на Украине может сыграть важную роль в определении того, к чему же в итоге придёт ведущаяся дискуссия в лагере западных союзников. На Германию, продолжающую активно финансировать украинскую войну, но при этом не желающую начать ещё одну, прямую, а не опосредованную войну с Россией — уже не в XX, а в XXI веке, вынуждены ориентироваться все остальные».
В неутихающей дискуссии, как далеко может зайти Запад в поддержке терпящей военное поражение Украины, соло задиристого галльского петуха Эммануэля Макрона прервал лидер другой европейской державы — канцлер Германии Олаф Шольц.
Отвечая на предложение депутатов бундестага ввести бесполётную зону над Украиной с территории Североатлантического альянса и не побояться пойти на обострение противостояния с Россией, Олаф Шольц предостерёг от выхода конфронтации на качественно новый уровень. «В начале конфликта были обсуждения, стоит ли нам ввести бесполётную зону, то есть с помощью истребителей европейских стран сделать так, чтобы там не летал ни один неукраинский истребитель. Честно говоря, нет здравого смысла в том, чтобы сегодня говорить, что мы сделаем что-то подобное», — заявил Олаф Шольц.
Разъясняя, почему этого делать не следует, канцлер Германии подчеркнул, что подобные инициативы напрямую втянут его страну в конфликт, в то время как ни Германия, ни Европа, ни НАТО не должны стать его участниками.
Надо прямо сказать, что консенсуса по вопросу о бесполётной зоне на Украине внутри германской элиты сегодня не существует: спор остаётся жёстким и бескомпромиссным.
В бундестаге есть горячие головы, которые поддерживают идею начать применять зенитные комплексы с территории стран НАТО для противодействия российским ракетам над Украиной. По их мнению, благодаря западным системам ПВО, установленным на границах Венгрии, Польши, Румынии и Словакии, можно было бы создать безопасную зону глубиной до 70 км.
Анализируя внутриполитический расклад в Берлине и степень радикализма ведущих немецких политиков в их отношении к теме украинского конфликта и определению границ допустимого и возможного для западных союзников, ряд наблюдателей ранее высказывали мысль, что, дескать, канцлер Шольц занимает более умеренную позицию, чем министр обороны Борис Писториус. При этом Писториуса считают новым возможным лидером Германии в случае ухода Шольца.
Однако, как выясняется, в вопросе о бесполётной зоне Борис Писториус, имеющий репутацию германского ястреба, также идти на обострение не готов. Находясь с визитом в Литве, глава Минобороны Германии фактически повторил слова канцлера, указав на то, что создание бесполётной зоны означало бы для евро-атлантических союзников прямое вовлечение в боевые действия против России. «Я бы скорее предложил дискутировать об этом, но сейчас не тот момент и не то место, чтобы серьёзно рассматривать это, по крайней мере для Германии», — пояснил Борис Писториус. Тем самым он продемонстрировал, что трижды может быть ястребом, но крылышки при попытке закрыть украинское небо опалить не хочет.
Высказывания Олафа Шольца и Бориса Писториуса прозвучали на фоне необъявленного визита в Киев главы МИД Германии Анналены Бербок, которая выступила за усиление поддержки Украины в области противовоздушной обороны со стороны западных партнёров. Накануне её поездки в оборонном ведомстве Германии сообщили, что уже более десяти стран намерены поддержать инициативу Берлина по укреплению ПВО Украины.
Бельгия, Дания, Канада, Нидерланды и Норвегия готовы оказать финансовую помощь в укреплении ПВО Украины, в то время как Великобритания, Испания, Румыния, США и Франция окажут помощь «техникой и ракетами».
Что касается участия Германии в укреплении украинской ПВО, то она ранее уже передала Киеву две системы Patriot и в ближайшее время должна передать ещё одну, третью по счёту.
В целом объёмы германской военной помощи Киеву с февраля 2022 года составили €28 млрд, что делает Берлин главным европейским спонсором воюющей Украины.
Таким образом, анализ последних заявлений ведущих германских политиков свидетельствует о том, что они чётко разделяют для себя эти две истории — укрепление украинской ПВО и планы создания бесполётной зоны. Подтверждая готовность продолжать вооружать Украину и считать усиление её противовоздушной обороны своим приоритетом, в Берлине при этом не готовы шагнуть на ещё одну ступеньку эскалации с Россией. Может, они бы и хотели это сделать, как предлагают ряд депутатов бундестага, но всё же страшновато.
Хотя и рассуждают некоторые аналитики на тему того, что якобы есть определённый дефицит страха в отношениях Запада с Россией, предупреждения которой многие на Западе не воспринимают всерьёз, но страх никуда не делся.
Тем более сегодня Москва демонстрирует Западу, что одними предупреждениями о красных линиях дело не обойдётся.
На этой неделе Россия начала первый этап учений с практической отработкой вопросов подготовки и применения нестратегического ядерного оружия. Ракетные соединения Южного военного округа отрабатывают подготовку к пуску ракет оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», а личный состав авиачастей ВКС снарядит авиационные средства поражения, включая гиперзвуковые «Кинжалы», спецзарядами и направится в районы патрулирования.
Как сообщили в Минобороны России, учения проводятся в ответ на провокационные заявления официальных лиц стран Запада и направлены на поддержание готовности к реагированию и обеспечение суверенитета страны.
Учитывая это, сегодняшняя отрицательная позиция Германии по вопросу создания бесполётной зоны на Украине может сыграть важную роль в определении того, к чему же в итоге придёт продолжающаяся дискуссия на эту тему в лагере западных союзников. На Германию, продолжающую активно финансировать украинскую войну, но при этом не желающую начать ещё одну, прямую, а не опосредованную войну с Россией — уже не в XX, а в XXI веке, вынуждены ориентироваться все остальные.
Это плохие новости для бывшего посла Украины в Германии Андрея Мельника, который в своё время назвал Олафа Шольца «ливерной колбасой», выразив своё недовольство недостаточным, по мнению этого хамоватого украинского дипломата, участием Берлина в военной помощи Украине.
С тех пор Берлин немало потрудился, чтобы избавиться от репутации «слабого звена» в западной коалиции, оказывающей военную помощь Украине. Памятником германской помощи и всем предыдущим потугам Шольца вполне мог бы стать сожжённый на линии боевого соприкосновения танк Leopard, застывший сегодня на Поклонной горе в Москве.
Возможно, в связи с его отрицательной позицией по бесполётной зоне на Украине кто-то теперь опять захочет назвать Шольца «ливерной колбасой». Но этой ливерной колбасой, которая для кого-то на Украине и за её пределами покажется неаппетитной, Европа как минимум точно не отравится.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.