О лучшем советском лётчике-истребителе корейской войны Евгении Пепеляеве
Полковник Евгений Георгиевич Пепеляев стал Героем Советского Союза не в годы Великой Отечественной войны. Его время наступило позже. Он был лучшим лётчиком-истребителем Корейской войны, в ходе которой выполнил 109 боевых вылетов и в 38 воздушных боях сбил 23 новейших истребителя ВВС США. Родился Евгений Георгиевич Пепеляев 18 марта 1918 года в «Париже» — так прозвали один из двух больших бараков (второй назывался «Лондон»), поставленных золотоискателями в Бодайбо на правом берегу Вилюя. Его отец, Георгий Георгиевич, был рабочим, занимался монтажом и ремонтом дизелей и паровых котлов. И именно отец с детства пристрастил Евгения к охоте. Пепеляев-младший стал исключительно сильным стрелком — с 70-80 метров он мог попасть пулей в гусиную шею! В 1934 году Евгений поступил в Омский железнодорожный строительный техникум, но учёбу в нём не закончил: в 1935 году его, с детства мечтающего о небе, забрал с собой в Одессу старший брат Константин, служивший в то время инструктором 8-й военной школы лётчиков. В 1936 году Евгений Пепеляев поступил в Одесскую военную авиационную школу. Окончив её, с декабря 1938 года он служил в авиационных частях Дальневосточного военного округа. В 1942 году стал командиром эскадрильи. В августе-сентябре 1945 года Евгений Георгиевич участвовал в советско-японской войне, выполнил 20 боевых вылетов на разведку и прикрытие войск и объектов. Большая Балашиха В 1947 году Пепеляев окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке и был назначен на должность заместителя командира 196-го гвардейского истребительного авиаполка (ГИАП) по лётной части. Тогда же лётчики авиаполка приступили к переучиванию на первые реактивные истребители Як-15. «Пересесть с Як-9 на Як-15 ничего не стоило, — вспоминал Евгений Георгиевич. — Самолёт почти тот же, но скорость чувствовалась. Для меня в то время реактивный “Як” был передовой, самый лучший самолёт». В 1949 году Пепеляев был назначен командиром 196-го истребительного авиаполка, который лично курировал командующий авиацией МВО Василий Сталин — по мнению Пепеляева, толковый лётчик, жёсткий и требовательный человек. Летом 1950 года началась война в Корее, и 196-й ГИАП был направлен в Китай для участия в ней. По её итогам он стал лучшим по боевой деятельности: лётчики полка сбили 108 самолётов противника, потеряв при этом 10 истребителей МиГ-15 и четырёх лётчиков. Перед отправкой самолёты разобрали и упаковали в ящики, которые погрузили на железнодорожные платформы. В конце ноября — начале декабря отправился в дорогу и личный состав дивизии. Лётчиков оставили в военной форме, ограничившись тем, что приказали снять погоны, петлицы, все знаки различия. Задачей полка Пепеляева стало прикрытие с воздуха железнодорожного моста и гидроэлектростанции. Ещё одно задание — поддержка китайских войск на марше. Первая встреча лётчиков 196-го ГИАП с новейшими американскими самолётами сложилась неудачно. Сбив один F-86, полк потерял от атак «Сейбров» сразу три МиГ-15 и одного пилота — погиб старший лейтенант Никитченко. Командование прислушалось к мнению лётчиков — необходимы были более современные самолёты. В июне 1951 года полк был перевооружён уже на МиГ-15бис — новейший истребитель того времени, оснащавшийся более мощными двигателями ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. Кроме того, МиГ-15бис обладал подавляющим преимуществом в огневой мощи над любым американским истребителем того времени. Он был вооружён одной пушкой калибра 37 мм и двумя пушками 23 мм. А F-86 «Сейбр» имел шесть пулемётов 12,6 мм. Первую победу подполковник Пепеляев одержал 20 мая 1951 года, открыв счёт сбитых «Сейбров». В воздухе в это время находилось до 40 американских истребителей, действовавших отдельными звеньями. Группа Пепеляева сходу вступила в бой, ей противостояли до 12 F-86. В один из моментов схватки Евгений Пепеляев удачно зашёл в хвост одному из «Сейбров» и сбил его. Свой лучший бой Евгений Пепеляев провёл в сентябре 1951 года. Тогда в численно равном бою с восемью американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили четыре самолёта, из них два он уничтожил лично. А 6 октября 1951 года лётчики 196-го истребительного авиаполка под командованием командира полка подполковника Е.Г. Пепеляева провели ожесточённый воздушный бой сразу с 30 самолётами F-86. В нём Пепеляев сбил два «Сейбра» и ещё один подбил, и тот сел на «брюхо» на берегу Жёлтого моря. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки. Это был первый захваченный «Сейбр». Вскоре он был доставлен в Москву и послужил развитию советской авиации. Ноябрь 1951 года стал самым результативным месяцем в боевой карьере Евгения Пепеляева. За 22 дня, с 8 по 29 ноября командир 196-го истребительного авиаполка одержал шесть побед! Пепеляев стрелял очередями в одну секунду и никогда не расходовал боекомплект полностью. На такое был способен только настоящий ас. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года Е.Г. Пепеляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. За свою лётную жизнь полковник Евгений Пепеляев налетал более 2 тысяч часов, освоил около 30 типов крылатых машин. В конце службы полковника Пепеляева направили служить в Балашиху на Центральный командный пункт Войск ПВО СССР. «У меня было высшее командно-штабное образование, я и решил служить в ЦКП ПВО с надеждой, если появятся возможность и подходящая должность, уехать из столицы на периферию с повышением, — вспоминал Евгений Пепеляев. — Такая возможность один раз появилась в 1962 году. Оказалась вакантной должность командира одной из дивизий ПВО. Отдел кадров ПВО всё согласовал и всё подготовил для моего назначения на эту должность. Но свершиться этому было не суждено… Более десяти лет я прослужил на центральном командном пункте ПВО и в мае 1973 года был уволен по возрасту». Прославленный ас реактивной авиации ушёл из жизни 4 января 2013 года в возрасте 95 лет. Похоронен он на Николо-Архангельском кладбище в Балашихе. Алексей Галанин
О боевом пути командира дивизии имени Ф.Э. Дзержинского Александра Епанчина