Русская РЭБ «слепит» всю Европу - спутниковая навигация сходит с ума

От руководства стран НАТО, расположенных на берегах Балтики, в последнее время стали доноситься возмущенные крики по поводу результатов работы некоторых на редкость мощных российских станций радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Которые, как подозревают на Западе, недавно были установлены то ли в Калининграде, то ли в Санкт-Петербурге, то ли в Пскове. И (вот ужас-то!) иногда на короткое время стали включаться в боевую работу.

Русская РЭБ «слепит» всю Европу - спутниковая навигация сходит с ума
© Свободная пресса

Первым в конце апреля заголосил командующий силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем. По его словам, трудности в работе GPS-навигации авиалайнеров, боевых кораблей и судов на короткие промежутки времени были обнаружены сразу на всем восточном фланге НАТО. В качестве примера возникших проблем Херем привел случай с аэропортом Тарту, в котором 27 апреля из-за полной потери ориентировки один за другим не смогли приземлиться два пассажирских самолета компании Finnair. Оба пришлось перенаправить на посадку в соседнюю Финляндию.

Тут же в развитие темы финское издание Helsingin Sanomat сообщило, что как бы там ни было, но число сбоев в работе GPS на воздушном транспорте в Финляндии с начала этого года уже в три раза превысило тот же показатель за весь 2023 год. Причем большая часть случаев зафиксирована как раз у границ с Россией.

А 2 мая министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна в эфире таллинского телевидения прямо обвинил Москву в том, что именно она ответственна за помехи сигналам GPS в Балтийском регионе. «Мы знаем, что Россия глушит сигнал GPS с самого начала своей военной операции на Украине. За последние полтора года эта проблема приобрела очень серьезный характер в нашем регионе», — заявил Цахкна. Это, уверен министр, касается не только Эстонии, но и Латвии, Литвы, Финляндии, Норвегии, Швеции и Польши.

Разбушевавшегося Цахкну попыталось было хоть сколько-нибудь утихомирить управление по защите прав потребителей и техническому регулированию (TTJA) Эстонии. Представитель ведомства заявил, что специалисты TTJA провели собственное расследование. И тоже уверены, что за все более частыми сбоями в системах навигации на берегах Балтики точно стоят русские.

Но их действия в эфире - это не преднамеренная атака на Эстонию, как представляется генералу Мартину Херему. А «побочные эффекты», связанные с тем, что Россия защищает свою критическую инфраструктуру от атак с воздуха и пытается с посредством собственной отлично организованной и мощной системы РЭБ препятствовать ударам вражеских беспилотников с западного и юго-западного направлений.

Но дальше всех пока пошел директор Института международных отношений Финляндии и кандидат в Европарламент от партии «Национальная коалиция» Мики Аалтола. 30 апреля этот политик задался прямо скажем озадачившим и одновременно насторожившим многих вопросом: «Помехи в работе GPS исходят из России и российского Калининграда, расположенного на берегу Балтийского моря. Если Россия мешает нам осуществлять авиаперелеты, почему бы не запретить или не ужесточить и доступ России в Калининград?».

Крайне любопытно было бы узнать, как подобная идея, по мнению господина директора Института международных отношений, могла бы быть воплощена на практике. Наземное сообщение нашего анклава с остальной Россией давно практически полностью прервано прибалтами и поляками.

Все необходимое миллионной численности населению и базирующимся там же кораблям и частям Балтийского флота и Ленинградского военного округа доставляется паромами из Усть-Луги и военно-транспортными самолетами, чьи курсы их экипажи теперь прокладывают исключительно над международными водами.

Как еще сильнее нам насолить в этаких условиях? Начать сбивать направляющиеся в Калининград российские самолеты? Объявить бесполетную зону над Балтийским морем? Начать силой останавливать и досматривать наши паромы? Минировать подходы для них к Калининграду и Балтийску? Но все это - война с Россией. Причем – немедленная.

Но больше ничего, кажется, для ужесточения и без того существующей полублокады Калининграда со стороны НАТО просто придумать, на мой взгляд, невозможно.

Ах, Запад к войне с нами пока не готов? Тогда к чему в Хельсинки впустую сотрясать воздух?

Единственное разумное, как представляется, объяснение - лично Мики Аалтола страсть как хочет в Европарламент. А там, как известно, нынче в большой цене даже самые безумные выпады и угрозы в адрес нашей страны. Так что шансы на избрание на диво распоясавшегося директора финского института, не исключено, сильно выросли после его удивительного и внезапного спича. Никаких особенных последствий в сфере международных отношений, впрочем, не повлекшего. Ввиду полной своей абсурдности.

Однако справедливости ради отметим: в сфере радиолокационной борьбы над Балтикой и Скандинавией в последние месяцы Россия действительно кое-что стала решительно менять. Не исключено – первым это заметил министр обороны Великобритании Грант Шаппс, который в марте нынешнего года прилетал с визитом в Польшу.

На обратном пути вскоре после вылета его служебный самолет Королевских ВВС типа Dassault 900LX едва не потерял управление после того, как на нем на целых полчаса напрочь пропал навигационный сигнал GPS. И летчикам стало невозможно определить собственное место в воздухе.

Но самое забавное, что многим западным военным экспертам показалось, что на сей раз Калининград оказался ни при чем. По мнению специалистов, которые приводит издание The Economist, в случае с самолетом Гранта Шаппса, сработал передатчик помех, установленный в районе Санкт-Петербурга.

В эфир он стал выходить с той поры, как на Северную столицу РФ и ее окрестности в нынешнем году стали совершать периодические налеты украинские ударные дроны. А министр обороны надменных бриттов – это так… Как говорится, попал под горячую руку русской РЭБ.

Естественно, в НАТО попытались разобраться, как и почему с начала нынешнего года столь резко возросли возможности России в этих краях в столь деликатной сфере невидимого военного противоборства. И выяснилось, что, как написало турецкое новостное издание Haber7, в январе «Россия разместила гигантское устройство радиоэлектронной борьбы (EWS) в самом сердце Европы». То есть – как раз под Калининградом.

Как оказалось, речь идет о мощнейшей станции РЭБ 14Ц227 «Тобол». Той самой или одной из тех, чья работа с сентября 2022 года западными разведками впервые была зафиксирована на Украине.

Как предполагают наши недруги, «Тобол», недавно созданный компанией «Российские космические системы» (г. Москва), появился на свет специально, чтобы глушить вражеские космические спутники. И сразу же отлично проявил себя в зоне спецоперации, в марте 2023 года примерно на три недели напрочь заглушив связь штабов и боевых средств противника со знаменитой космической системой Starlink американского миллиардера Илона Маска. Без которой ВСУ, как оказалось, – как без рук.

Как пишет далее Haber7, «попытки избавиться (на Украине – «СП») от губительного воздействия «Тобола» путем понижения сигналов со спутников США до низких частот не дали ожидаемых результатов».

А затем 18 января 2024-го та же или иная точно такая же станция РЭБ в первый раз вышла в эфир и под Калининградом. Турки пишут, что в этот день данные GPS для половины Польши были заблокированы «на определенный период времени».

Кроме Польши, рассказывает Haber7, точно таким же образом одновременно «пострадала» и Швеция.

Что важно: несколько ранее в российских СМИ проскользнула информация, что в ту же Калининградскую область в распоряжение 841-й отдельного Центра радиоэлектронной борьбы Балтийского флота были переправлены и еще как минимум две крайне могучих наших станции РЭБ других типов и иного назначения – «Дивноморье» и «Мурманск-БН».

Дело первой - прикрытие радиоэлектронным «зонтиком» от обнаружения РЛС противника командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, а также - от ударов с воздуха важных промышленных и военно-политических центров.

Это осуществляется методом постановки мощных помех аппаратуре самолетов-радаров типа Е-3 AWACS, Е-2 Hawkeye и Е-8 JSTAR, вертолетов и беспилотников, крылатых ракет, спутниковых систем радиолокации, соответствующих наземных систем, стоящих на вооружении НАТО. И в этом смысле «Дивноморье» легко заменяет более старые наши комплексы РЭБ: «Москва-1», «Красуха-2» и «Красуха-4».

А что касается «Мурманска-БН», то он и вовсе выглядит просто сокрушительно для супостата. Его аппаратура в автоматическом режиме собирает данные об излучателях сигналов в КВ-диапазоне, классифицирует и тут же определяет, какие и какой мощности помехи могут их подавить.

В результате корабль, самолет, субмарина или беспилотники легко могут на время потерять связь не только с собственным командованием, но и вообще со всем внешним миром. Что совершенно губительно во время ведения боевых действий.

Мало того, аппаратура комплекса, размещенная на семи тяжелых многоосных автомобилях, позволяет создавать помехи для средств связи на дальности до 5 тысяч километров, в том числе для кораблей. При идеальных условиях прохождения сигнала дальность действия может возрасти до 8 тысяч километров.

Взгляните на карту: в случае чего, выходит, под радиоэлектронным «ударом» «Мурманска-БН», включенного на полную мощность, окажется не только вся Европа. Соединенным Штатам на другом берегу Атлантики тоже достанется из-под нашего Калининграда.

Так что стоит ли удивляться, что под самым боком Калининграда - в аэропорту Тарту - финским диспетчерам недавно не удалось посадить «оглохшие» и ослепшие авиалайнеры финской авиакомпании. А в соседней с нашим анклавом Польше пару месяцев назад тоже вдруг опасно забарахлила навигационная аппаратура на самолете британского министра обороны.

В том же марте, к вашему сведению, в очень далеком от Балтики Заполярье в один из дней разом посходили с ума даже приемники космических сигналов семи боевых кораблей западных союзников, участвовавших в крупнейших после завершения холодной войны арктических учениях Североатлантического альянса «Стойкий защитник 2024». Их командиры столкнулись с загадочными радиосигналами, которые, как рассказала впоследствии французская разведка, на время полностью парализовали корабельные системы управления и связи.

Кто это сделал? Тот «Мурманск-БН», что, не исключено, вовсе не случайно включился под Калининградом? Или стоящие рядом с ним «Дивноморье» и «Тобол» Балтийского флота?

А может шороху на оторопевших «стойких защитников» из НАТО навел «Мурманск-БН» 186-го отдельного центра радиоэлектронной борьбы Северного флота, дислоцированный в поселке Щук-озеро под Североморском? Тот все же существенно ближе к району арктических учений нашего потенциального противника.

Однако если «балтийский» комплекс легко может врезать по американской Флориде или Вашингтону, то что ему стоит, не сходя с места, навести свои порядки в каком-то Норвежском море?

В общем - в том-то и прелесть сражений в киберпространстве, что снарядных или бомбовых воронок после применения радиоэлектронного оружия на поле боя не остается. А разного рода подозрения никак нельзя расценить за свидетельства чьего-либо агрессивного поведения.

Правда, панические настроения у вероятного противника даже оценочные данные о невиданных возможностях России в организации РЭБ, конечно, наверняка порождают. И отбивают желания пробовать нашу оборону на зуб. Так мы ничего другого ни от кого и не добиваемся.

Из досье «СП»

В связи со сказанным любопытно мнение бывшего начальника управления РЭБ Сухопутных войск США, а затем - гендиректора компании Corvus Group Лори Бакхут, которые приводит издание Defense News: «У нас отличная радиоэлектронная разведка. И мы можем прослушивать противника 24 часа в сутки. Но их (России) возможности по подавлению нашей радиосвязи превышают наши возможности на порядок».

Как могло случиться, что самая «продвинутая» в мире в области вооружений страна с гигантским оборонным бюджетом столь вопиюще упустила лидерство в важнейшей сфере современной войны?

Бакхут объясняет этот так: «Наша самая большая проблема заключается в том, что мы многие десятилетия не воевали в условиях нестабильно функционирующей системы радиосвязи. Поэтому мы не знаем, как это выглядит и что с этим делать».