Войти в почту

Танкисты волгоградской 20-й дивизии отважно воюют на донецком направлении СВО

Танкисты легендарной волгоградской «двадцатки» стали героями очерка военкора Юрия Бородина, который готовит репортажи из зоны СВО специально для «Волгоградской правды». Многие из воинов представлены к наградам или уже получили ордена и медали. Среди них – уроженец города Волжского командир взвода Виктор, а также боевой экипаж Т-90, призванный из Краснодарского края.

Танкисты волгоградской 20-й дивизии отважно воюют на донецком направлении СВО
© Волгоградская правда
Подробности о службе волгоградских танкистов смотрите в видеорепортаже.

Враг укрепился серьезно

Для кого-то Марьинка – просто географическое название, для других – история ратного подвига, в котором воедино сплетены мужество, честь и профессионализм.

Этот городок недалеко от столицы Донецкой Народной Республики (ДНР), превращенный противником в крепость, помогали освобождать и бойцы легендарной 20-й гвардейской дивизии, дислоцированной в Волгоградской области. Служат здесь не только наши земляки, но и воины из других регионов России.

Например, экипаж сержанта «Сварога» – из Краснодарского края. Это снайперы танковых войск, специализирующиеся на работе прямой наводкой. Если бы эти бойцы ставили на своей машине Т-90 обозначающие боевые победы звездочки, то на броне бы уже не осталось места.

Впрочем, есть другие примеры ратного успеха – командир «Сварог» уже удостоен ордена Мужества, рядовому механику-водителю с позывным «Бардак» совсем недавно вручили Георгиевский крест, представлен к награде и наводчик-оператор танка с позывным «Хати».

Наверняка когда-нибудь об этом подразделении напишут книгу или снимут фильм. Но это будет после победы.

А пока мобилизованные военнослужащие эту самую победу приближают. Призванные краснодарцы попали в состав полка волгоградской 20-й дивизии и воюют так, что их впору называть профессионалами.

«Тут по-другому нельзя, противник у нас серьезный, его шапками не закидать», – объясняет командир танка «Сварог».

Вместе с двумя своими напарниками «Сварог» воюет с сентября 2022 года. Первый боевой опыт танкисты получили еще в Херсонской области. А теперь вот сражаются в ДНР.

Рассказывают, как однажды им крупно повезло – выпущенный по позициям ВСУ снаряд попал в склад боеприпасов, детонация которого сделала за танкистов большую часть работы.

Но гораздо чаще сражения бывают другими, тяжелыми, ведь воюем мы против врага, который щедро снабжается самым современным западным вооружением и техникой.

«Здесь противник укрепился очень серьезно, создав многочисленные полосы опорных пунктов, – объясняет командир "Сварог". – Уничтожение каждого – маленькая, но важная победа».

15 точных выстрелов

«Опорники» обустроены по-разному: где-то просто бревна в несколько накатов, а на других – плиты, даже заливка бетоном.

Чтобы такой проломить, нужно много старания и везения, говорят танкисты. А мы от себя добавим – еще и беспримерной отваги. Ведь подчас танк нашего бесстрашного экипажа подходит вплотную к хорошо окопавшемуся врагу – едва ли не на расстояние вытянутой руки. И выпускает по нему очереди снарядов.

В одном из боевых эпизодов, сократив расстояние с противником до километра, экипаж «Сварога» произвел 15 точных попаданий, уничтожив сразу несколько позиций врага.

«Машина стабильная, бьет далеко и метко, – хвалит наш Т-90 рядовой наводчик-оператор "Хати". – Надежная машина и в плане прицела, и по броне, и тепловизор хороший».

Но когда экипаж оказывается на поле боя, то прекрасно осознает, что он не на танковой директрисе полигона, а в их прицеле отнюдь не фанерные мишени.

Противник тоже имеет хорошую «весовую категорию» и, видя перед своим носом наш «бронекулак», норовит, говоря языком боксеров, ответить своим «хуком» на наш «апперкот». По нашим танкам работает артиллерия, то и дело ударные «птички» пытаются сбросить различные боеприпасы.

К слову, такие выпады врага самые опасные – умное оборудование Т-90 не видит беспилотники и не может предупредить экипаж. Вся надежда на наше «всевидящее око» – разведывательные БПЛА, которые в бою всегда сопровождают работающие «коробочки».

У монитора обычно командир роты – капитан с позывным «Герб». Он внимательно всматривается в экран, и если появляется вражеский коптер, то командный пункт сообщает об этом танкистам.

В таком случае можно дымовой завесой прикрыться. Или коленце выбросить – совершить неожиданный маневр. В помощь экипажам и защитный козырек, и аппаратура радиоэлектронного подавления – они не раз выручали наши боевые машины.

«Прежде чем выйти на боевую задачу, мы вместе с командованием батальона и роты прорабатываем все нюансы, – объясняет "Сварог". – Вначале на картах, затем на полигоне. Учитывается все, чтобы не допустить даже малейших ошибок, в бою они могут дорого обойтись».

Трижды выходил на линию огня

Ночью противник старается хоть как-то обезопасить себя от рейдов наших танкистов. Закопать противотанковые мины они не успевают, но щедро разбросать их на различных участках, а порой и прикопать – очень даже.

Нередко враг устраивает «минные шлагбаумы», устанавливая «шеренги» противотанковых мин в несколько рядов. Между ТМ-62 и их западными аналогами «высеиваются» и противопехотные мины, которые предназначены нашим штурмовым отрядам и саперам, которые по ночам делают проходы в заграждениях.

Танкисты понимают: самоуверенность в боевой обстановке – плохой компаньон. Поэтому экипажи вместе с представителями батальонного командования не просто раз за разом отрабатывают на полигоне маневры, доводя свою работу до автоматического совершенства, но и придумывают новые хитрости.

Бойцы стараются не повторяться: если сегодня ударный танк работал один, то завтра его может сопровождать еще одна «тэшка» или боевая машина поддержки танков. Пока один экипаж отвлекает врага, тоже при этом нанося ему урон, другой приступает к выполнению основной задачи.

На броне танка может быть и десант, который таким способом, на «попутке», подбирается совсем близко к противнику. Если же местность обильно «засеяна» минами, тогда на первый план выходит танк с тралом – специальным навесным противоминным оборудованием.

И вновь «игра в две руки», когда противник сбит с толку и не знает, от кого ждать больших неприятностей. Утюжащий местность танк тоже ведь вооружен до зубов и старается нанести врагу максимальное поражение.

«Первую партию» играет то одна, то другая «броня». Успех того, что экипажи то и дело «меняются местами», в их слаженности и неожиданности действий.

Выжили и спасли свою «тэшку»

На поле боя танк постоянно в движении. Остановка смерти подобна. Поэтому многое зависит от мехвода – бардака в своей работе рядовой «Бардак» не допускает.

«Машина не капризная, хорошо управляемая, – говорит механик-водитель с позывным "Бардак". – Есть несколько способов, как завести, если вдруг заглохла, как использовать вооружение. Это проверено, в том числе в бою».

Так было и осенью 2023 года, когда в ходе выполнения очередной задачи их Т-90С был «ранен». В тот день экипаж сержанта «Сварога» в третий раз вышел на открытую огневую позицию.

Два захода были успешными, а потом ангел-хранитель бойцов, похоже, ненадолго отвлекся. Вражеская противотанковая управляемая ракета (ПТУР) прошла через всю машину – между командиром и мехводом.

Экипаж чудом не пострадал – «ковбойки» спасли от ожогов. «Броня», правда, поначалу встала как вкопанная. Связь с командным пунктом (КП) у экипажа не пропала – оттуда, с КП, «Герб», не переставая, подбадривал подчиненных, подсказывая, как действовать.

А вот свой экипаж сержант «Сварог» перестал слышать. С наводчиком-оператором пообщались жестами – все нормально. Но с «возничим» связаться возможности не было.

К счастью, он «просемафорил», что тоже остался в деле – сумел завести машину, развернулся и начал отход в сторону своих. Движок танка через каждые 300 метров замолкал, но затем снова слышался спасительный рев, и машина двигалась.

Т-90 не подвел: экипаж «Сварога» самостоятельно вернулся с линии огня, сохранив и себя, и «раненую» машину.

«На всю жизнь, конечно, для всех нас тот день запомнился, – улыбаются танкисты. – Мы в очередной раз поняли, насколько надежная у нас техника, спасибо конструкторам».

Вспомнил навыки бульдозериста

Танковые экипажи волгоградской «двадцатки» одинаково успешно действуют как издалека – с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой.

«Бронекулак» волгоградского полка, где собраны разные модификации танка Т-90, крепкий и мощный. Направлять его помогает уроженец Волгоградской области Виктор.

«В городе Волжском я окончил школу, занимался в военно-патриотическом клубе ДОСААФ России "Витязь", оттуда уходил на срочную службу», – рассказывает танкист, который называет себя волгоградцем, поскольку служит в части, дислоцированной в городе-герое на Волге.

Младший лейтенант с первых дней воюет в составе этого танкового батальона. Впрочем, в армии он служил сначала на Северном Кавказе, в инженерно-саперном подразделении в столице Северной Осетии. Выезжал и на разминирование, и различной спецтехникой управлял.

После дембеля заработанные во время службы деньги потратил на репетиторов, чтобы сдать экзамены в воронежскую Академию МЧС. Учился заочно, чтобы работать и совершенствоваться в профессии.

Несколько лет служил в одной из волгоградских пожарно-спасательных частей. Но всегда мечтал об армии, хотел стать защитником Отечества. После завершения контракта в МЧС ушел в ВС РФ. Его зачислили в одно из подразделений волгоградской «двадцатки», которая тогда была еще бригадой.

«Танкистом стал не сразу, лишь когда стала формироваться батальонная тактическая группа, – рассказывает волжанин. – Мне пригодились полученные еще до армии навыки тракториста-бульдозериста. С тех пор танковым войскам не изменяю».

«Могу работать за любого в экипаже»

В составе батальона Виктор заходил на Украину в самом начале СВО. Тогда танкисты усиливали мотострелков на Херсонщине. Три «тэшки» (Т-90) прикрывали батальон пехоты. Непростая была работа, вспоминает Виктор: порой руки сводило от напряжения, когда управлялся с системой наведения.

«Как и большинство наших парней, могу работать за любого в экипаже – командира танка, наводчика-оператора и механика-водителя, – улыбается Виктор. – Как говорится, люблю меткую стрельбу и быструю езду».

Сослуживцы Виктора отличились при освобождении Марьинки. Сам он уверен – помогла закалка, воспитанная в юности. Лично он благодарен своему наставнику по военно-патриотическому клубу, ветерану войны в Афганистане Анатолию Сергеевичу Хмельницкому.

Кавалер ордена Мужества

Погоны с одним просветом и маленькой звездочкой защитник Отечества получил вместе с медалью «Участник СВО». Это произошло в Краснодарском крае, где Виктор прошел ускоренные командирские курсы.

Обучение было плодотворным: собранные с разных участков передовой военнослужащие без выходных и праздников занимались от рассвета и до заката. А после – во время самоподготовки – не просто анализировали полученные знания и навыки, но обменивались личным боевым опытом.

Мотострелки и снайперы рассказывали, как видят поддержку танкистов и другой огневой мощи на поле сражения при решении тех или иных задач. Командир танкового взвода очень гордится своей принадлежностью к Российской армии, волгоградскому полку и непосредственно танковому батальону.

Схожее мнение и у его подчиненных, среди которых не только контрактники, но и мобилизованные, и добровольцы. Контингент разнокалиберный, к каждой категории нужен особый подход, но все участвующие в СВО защитники Отечества решительно приближают победу. Самому молодому подчиненному Виктора – 22 года, а возрастным танкистам – уже за 50 лет.

«Чтобы бойцы действовали эффективно, нужно быть вместе с ними, разделять их тяготы и лишения, жить их мыслями и чувствами, учить, помогать, контролировать, – уверен взводный командир. – Тогда и результат будет!»

В 2023 году ко Дню танкиста волжанин стал кавалером ордена Мужества. Признается: любит свою боевую работу.

«Хотя это не работа, это служба, – говорит Виктор. – Но чувствую я себя на своем месте, делаю важное дело и буду так же добросовестно выполнять его дальше, чтобы разгромить врага и одержать Победу!»