Воздушный бой в миниатюре: Россия, Китай и США разрабатывают противодроновые микро-ракеты

Стремительное развитие боевых беспилотных летательных аппаратов ожидаемо вызвало активные эволюционные процессы в кластере управляемого ракетного вооружения. Экономическая логика войны требует применения против относительно дешевых малогабаритных дронов соотносимых с ними по стоимости и массогабаритным характеристикам боеприпасов.

Воздушный бой в миниатюре: Россия, Китай и США разрабатывают противодроновые микро-ракеты
© Свободная пресса

И желательно, оснащенных системами самонаведения. А поскольку спрос рождает предложение, ключевые игроки на мировом рынке перспективных управляемых вооружений – Россия, Китай и США – приступили к реализации проектов по разработке миниатюрных управляемых ракет для систем противовоздушной обороны.

Свою перспективную и даже, можно сказать, революционную разработку – компактную ракету для комплекса QN-202 – представители китайского ВПК продемонстрировали на полях прошедшей в начале февраля в Эр-Рияде Международной военно-технической выставки «World Defense Show-2024». Изделие обладает поистине миниатюрными, в несколько раз меньше нежели у самой современной ПТУР, массогабаритными характеристиками: массой 1,5 килограмма, длиной 650 и диаметром 40 миллиметров. 3,5-килограммовое пусковое устройство удобно для транспортировки и эксплуатации, а количество ракет (шесть) в носимом боекомплекте позволяет нескольким военнослужащим противостоять атаке даже БПЛА-роя.

В головке самонаведения ракеты QN-202 реализован принцип «выстрелил и забыл», то есть она не нуждается в подсветке цели. Дальность действия этого миниатюрного боеприпаса варьируется от двухсот до двух тысяч метров, что позволяет использовать комплекс не только в полевых, но и в городских условиях, уничтожая и статичные цели, и объекты, летающие на скоростях до 60 км/ч. А учитывая показатель бронепробиваемости китайской мини-ракеты, составляющий 60 миллиметров, можно вполне уверенно говорить о ее способности поражать легкобронированную технику и даже бронетранспортеры (в боковую проекцию). Или зависший в воздухе вертолет.

Очевидно, что в условиях массового применения барражирующих боеприпасов и FPV-дронов принятие на вооружение ракетного комплекса QN-202 означает обеспечение мотострелковых подразделений Сухопутных войск НОАК собственной ПВО, способной противостоять практически всем типам современных БПЛА.

А теперь обратимся к американцам, которые, как бы странно это не звучало, вдохновили Пекин на создание QN-202. Еще в 2017 году Пентагон представил разработанную компанией «Raytheon» 40-миллиметровую малогабаритную высокоточную управляемую ракету «Pike» («Щука»). Правда, представлена она была как управляемый боеприпас для гранатомета Heckler & Koch M320.

Тем не менее в техническом задании на его разработку было указано, что изделие должно обеспечивать эффективное применение на дальностях от 1000 до 2000 метров, когда использование ПЗРК (ПТРК) невозможно или избыточно. Ключевыми особенностями «Pike» следует считать ее миниатюрность (длина – 430 мм, масса – 770 г.) и возможность применения из уже состоящих на вооружении армии США пусковых установок – ручных и подствольных гранатометов калибра сорок миллиметров. Ракета оснащена полуактивной лазерной ГСН, однако радиус ее действия ограничен пятью метрами, к тому же наведение изделия на цель невозможно без подсветки вплоть до момента поражения.

Достаточно скромная по массе (270 г.) осколочная боевая часть «Щуки» разлетается на серьезные десять метров, чего вполне достаточно для поражения малогабаритных и малоскоростных воздушных объектов (например, квадрокоптеров) даже при незначительных отклонениях от цели.

Если рассматривать американскую ракету «Pike» в плане практического применения, то на вооружение армии США она принята еще в 2019 году, однако информация о ее широком использовании отсутствует. Тем не менее, известно, что ею вооружаются подразделения специального назначения Канады. А с учетом того, что «территория 404» активно используется коллективным Западом в качестве военного полигона, не исключено появление «Щуки» и на украинском театре военных действий.

А теперь обратимся к успехам отечественной «оборонки». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках проекта по созданию малокалиберной зенитной управляемой ракеты для применения из ПУ ЗРПК «Панцирь-СМ» в стенах АО «НПО «Высокоточные комплексы» стартовали еще во второй половине десятых годов. То есть задолго до начала специальной военной операции.

В штатном арсенале ЗРПК «Панцирь-С1» двенадцать ТПК с ракетами, летающими на дальность до 20 километров. Но их использование по малогабаритным и близколетящим целям не только малоэффективно, но и нерационально. Поэтому, в качестве оптимального решения было решено разработать специальный боеприпас с небольшими массогабаритными характеристиками, которые смогут сбивать не только БПЛА, но и снаряды РСЗО, ракеты ПТРК, противорадиолокационные ракеты и иные средства воздушного нападения противника. При этом минимальная зона поражения сокращается до пятисот метров.

Миниатюрность российских малокалиберных ракет, получивших в среде зенитчиков название «гвозди», обеспечивает установку четырех боеприпасов в ТПК штатной ракеты (калибр 170/90 миллиметров) «Панциря». Проще говоря, полный боекомплект одного ЗРПК, подготовленного к отражению атаки БПЛА, увеличивается до 48 ракет.

В начале текущего года пресс-службой Министерства обороны РФ было заявлено о выходе программы испытаний «гвоздей» на финальную стадию, что может означать скорое их появление в зоне специальной военной операции. Естественно, что точные сроки таких поставок держатся в секрете, однако, технически это осуществимо в самой ближайшей перспективе.

Также известно, что по окончании полигонных испытаний новая малокалиберная управляемая ракета будет включена в состав вооружения зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-М» и «Панцирь-СМ», обеспечив им способность гарантированного перехвата малоразмерных скоростных целей.

А в заключение, приведем реакцию инициаторов разработки ракет этого типа – американцев. Эксперты из Пентагона назвали российский «Панцирь» «идеальным оружием для отражения атак с применением беспилотных летательных аппаратов». Мало того, на страницах «The National Interest» опубликован материал, автор которого утверждает, что «настолько эффективной системы ПВО ближнего радиуса действия, какая есть у России, у США нет». Как говорится, занавес!