Какую роль в освобождении Севастополя сыграла отечественная авиация
В Севастополе на территории филиала парка "Патриот" открылся необычный музей, посвященный морской авиации Черноморского флота. Здесь стоит симулятор штурмовика Ил-2, где можно попробовать себя в роли пилота времен Великой Отечественной войны. Военный историк-любитель Игорь Колесников рассказал "Российской газете", как авиаторы ЧФ громили врага при освобождении Севастополя и разработали тактику топмачтового бомбометания.
К началу Великой Отечественной войны морской авиации ЧФ исполнилось 20 лет. Она была образована в марте 1921 года на базе отдельных авиаотрядов морских сил флота. К 22 июня 1941 года в ее составе было более 600 самолетов.
- За три предвоенных года авиация ЧФ выросла примерно в три раза, - рассказывает Игорь Колесников. - Но летчикам не хватало боевого опыта. Лишь треть составляли старые специалисты со стажем, более половины были выпускниками авиационных школ. Боевой опыт был только у 10 процентов.
Происходил процесс перевооружения авиации, новые самолеты только начали поступать.
- 22 июня наша авиация встретила на технике надежной, проверенной, но старой, - отмечает историк. - Это не было только проблемой СССР. Англичане в 1940 году на Средиземном море воевали против итальянцев и немцев на таких же "этажерках". Но им повезло, итальянцы не самые сильные бойцы в мире. А мы столкнулись с авиацией третьего рейха. Надежная техника, современные самолеты. И при этом два года успешных боевых действий.
К началу освобождения Крыма и Севастополя в 1944 году ситуация кардинально изменилась. На вооружение морской авиации поступил штурмовик Ил-2 - гениальная разработка советских конструкторов. Он создавался для подавления вражеской обороны на поле боя, уничтожения танков, пушек и самолетов противника.
К началу освобождения Крыма и Севастополя в 1944 году на вооружение морской авиации поступил штурмовик Ил-2 - гениальная разработка советских конструкторов. Фото: Евгений Халдей / фотохроника ТАСС
- Штурмовик был оснащен мощным мотором в 1700 лошадиных сил, обладал приличной по тем временам скоростью - более 400 километров в час. Мог поднимать около 400 килограммов бомб и неуправляемых ракет. При этом его носовая часть была бронирована. Это был первый полноценный боевой самолет в мире, - подчеркивает Игорь Колесников.
В освобождении Крыма и Севастополя авиация сыграла решающую роль. Требовалось очистить полуостров от врага в кратчайшие сроки с минимальными потерями, чтобы продолжить наступление на Запад. Для поддержки сухопутных войск в Крым были направлены две воздушные армии. В их составе, с учетом Военно-воздушных сил ЧФ, насчитывалось более 1500 самолетов. Из них более 300 - штурмовики Ил-2.
Самолеты Як-9 в небе над Севастополем. Фото: Евгений Халдей / МАММ - МДФ / фотохроника ТАСС
- Роль их огромна, - говорит эксперт. - При прорыве укреплений противника на Севере Крыма, а также под Керчью именно эти штурмовики наносили основные удары по позициям противника, уничтожали немецкие танки, пехоту, самолеты. Пилоты совершали по несколько вылетов в день. В дни напряженных боев за Крым наша авиация совершала более 700 самолетовылетов в сутки.
При освобождении Севастополя применялись также пикирующие бомбардировщики Пе-2. Они подходили к цели на большой высоте и почти вертикально пикировали вниз, добиваясь высокой точности попадания по цели.
А еще авиаторы-черноморцы в годы войны придумали совершенно новую тактику топмачтового бомбометания. Ее применяли на ленд-лизовских бомбардировщиках А-20 "Бостон". Чтобы потопить небольшие суда и баржи, на которых немцы и румыны пытались эвакуироваться из Севастополя, требовалась высокая точность. Тут как раз и пригодились "топмачтовики" А-20.
Бомбардировщики Пе-2 над Сеастополем. 1944 год. Фото: Евгений Халдей / фотохроника ТАСС
- Тактика была основана на том же принципе, что и бросание гальки на море, - рассказывает Игорь Колесников. - Самолеты шли над целью на высоте верхушек мачт, около 20 метров. Летя на огромной скорости над водой, сбрасывали бомбу, и она как лягушка продолжала прыгать вперед и попадала прямо в борт корабля. Для этого требовались высокое мастерство и личная смелось летчиков. С кораблей по ним стреляли пушки и пулеметы, летчик должен был провести самолет сквозь шквал огня и сбросить бомбу с минимальной высоты.
Немецкие войска в 1941-1942 гг. не могли взять Севастополь на протяжении восьми месяцев. А в 1944 году Красная Армия дошла от Перекопа до мыса Херсонес и сбросила оккупантов в море всего за 35 дней.
Битва за Крым. Фото: Евгений Халдей / фотохроника ТАСС
- В 1944 году гитлеровцы планировали повторить оборону Севастополя - сидеть тут еще года полтора и не пускать нашу армию дальше на Запад. Но не срослось, - говорит наш экскурсовод. - Огромную роль в успешном завершении Крымской освободительной операции и штурма Севастополя сыграли наша авиация и славные штурмовики Ил-2.
Пока пехота шла в атаку, наши пилоты на Ил-2 непрерывно обрабатывали позиции немцев на Сапун-горе, не позволяя немецким пулеметчикам и артиллеристам выбраться из укрытий и начать стрелять. 5 мая по всем участкам фронта началось наступление на позиции врага. 7 мая была взята Сапун-гора, а еще через пять дней остатки гитлеровцев сдались в плен у мыса Херсонес. Ил-2 топили немецкие суда при погрузке, разрушив тщательно составленные планы эвакуации. По воспоминаниям очевидцев, все дно Камышовой бухты было покрыто остатками немецких кораблей, а берега усыпаны подбитой немецкой техникой.