Войти в почту

Тайны корабля-музея "Сметливый". Как "поющий фрегат" Черноморского флота страшил НАТО

В Севастополе сохранился уникальный корабль - единственный в мире "поющий" фрегат "Сметливый". На нем начинал службу матросом, а ныне работает начальником музея настоящий морской волк Сергей Лисовой. Службе на Черноморском флоте он отдал 29 лет. О корабле, напугавшем НАТО, его боевых походах и тайнах команды начальник отделения парка "Патриот" ЮВО Лисовой рассказал "Российской газете".

Тайны корабля-музея "Сметливый". Как "поющий фрегат" Черноморского флота страшил НАТО
© Российская Газета

За плечами у Сергея Леонидовича служба в морской пехоте, на ракетном крейсере "Адмирал Головко", на плавмастерской и в подразделениях флота. После увольнения в запас он снова вернулся на "Сметливый", о котором рассказывает сегодня с любовью и теплотой в сердце. Корабль поражает своими размерами. Говорят, что однажды на нем служили двое парней из одной деревни. За три года службы они ни разу не увиделись.

"Сметливый" - корабль-ветеран. Он прослужил на Черноморском флоте более 50 лет и занесен в книгу рекордов ВС РФ за двукратное превышение срока службы. Еще в 2019 году, незадолго до вывода из боевого состава флота, "Сметливый" привлекался к отслеживаю кораблей НАТО в Черном море, а до этого нес службу в Средиземном море у берегов Сирии, где шла борьба с международными террористами.

Кстати, в Севастополе название корабля произносят с ударением на первый слог.

- Так его называют моряки, которые на нем служили, - объясняет Сергей Лисовой. - А сметливый с ударением на "и" - человеческое качество, черта характера.

Начальник корабля-музея ведет нас по длинным переходам и многочисленным трапам. Дает инструктаж: при подъеме пригибать голову ближе к трапу, а при спуске, наоборот, отклоняться назад. Чтобы не повредили головой музейное имущество, шутит он.

В рулевой рубке показывает маленький и легкий штурвал, которым управлялся огромный 140-метровый корабль. В командирском кресле спит кот. Прежде чем открыть на "Сметливом" плавучий музей, с него сняли винты, валы и другие ходовые механизмы, закрыли технологические отверстия, чтобы он мог обходиться без экипажа.

НАТОвские моряки прозвали корабли этой серии "поющими" фрегатами. Фото: предоставлено филиалом парка "Патриот" Южного военного округа

"Сметливый" - последний представитель серии больших противолодочных кораблей проекта 61, которые строились в СССР в 1960-х годах. Проект был уникальным для своего времени, ведь советские конструкторы первыми в мире применили газотурбинную установку на серийном боевом корабле.

Позже, в конце 1980-х - начале 1990-х, он был модернизирован и переведен в класс сторожевых кораблей. Получил оборудование для отслеживания кораблей и подводных лодок противника в открытом море.

НАТОвские моряки прозвали корабли этой серии "поющими" фрегатами - как раз из-за турбин, которые при движении корабля на полном ходу издавали громкий свист, издали напоминавший пение.

- Впервые в мире на больших противолодочных кораблях 61 проекта были установлены реактивные турбины, - говорит Лисовой. - Еще ни одна страна в мире не могла иметь такие газотурбинные установки. Воздух всасывался, проходил под высоким давлением через турбины и вылетал вверх через газоходы, как у реактивного самолета. При этом создавался мелодичный звук. Вот так пели наши фрегаты.

Корабль на полном ходу мог развивать скорость до 34 узлов. Фото: предоставлено филиалом парка "Патриот" Южного военного округа

Корабли 61 проекта для своего времени были суперсовременными, маневренными, мощными. Благодаря их появлению установился паритет с НАТО на море. Случались и провокации. Однажды американцы в Средиземном море решили похвастаться своим новым кораблем и проверить советских моряков на прочность.

- Как-то на боевой службе в Средиземном море мы пересеклись с американским крейсером типа "Тикондерога", - вспоминает Сергей Лисовой. - Шли спокойно параллельными курсами, бок о бок, видели, как по палубе ходят их моряки. Вдруг американский корабль резко лег на левый борт и устремился в нашу сторону, создав угрозу столкновения. У нас тут же сыграли боевую тревогу. Подали сигнал "стоп, машина" и следом сигнал "враздрай": самый полный назад и самый полный вперед. Произошел мощный выпуск газов, корабль красиво засвистел, и мы ушли, столкновения не произошло.

Корабль на полном ходу мог развивать скорость до 34 узлов. Турбины гудели, пропуская через себя раскаленный газ.

Сергей Лисовой рассказывает, как смекалистые матросы машинного отделения научились готовить над газоводом генератора вкуснейшую картошечку с мясом.

- Формировалась баночка: картошка, жирок, мясо - и так несколько слоев, - вспоминает секретный рецепт Сергей Леонидович. - Плотно закрывали крышкой и на длинной медной проволоке опускали в звездочку генератора - так мы называли газовод. 15 минут - и картошка готова. Все это надо было быстро съесть, чтобы не забрали мичманы.

Даже уйдя на покой, "Сметливый" продолжает служить патриотическому воспитанию новых поколений моряков. Школьники, кадеты, курсанты приходят на экскурсии, приносят присягу. Любимое место у детворы - кубрик личного состава, где спали и проводили свободное время матросы. Приходят и отставники, ветераны флота, чтобы своими глазами увидеть достижения советских инженеров-кораблестроителей. В плавучем музее теперь принимают и туристов. А по праздникам проводят дни открытых дверей.