Войти в почту

Константин Косачев: США пытались подтолкнуть ООН к милитаризации космоса

Россия наложила вето на резолюцию ООН о запрете размещения ядерного оружия в космосе. Наша страна оказалась единственной, кто проголосовал против документа на заседании Совета Безопасности, прошедшем в минувшую среду, 24 апреля. Это дало благодатную почву для спекуляций: в частности, ряд западных изданий уже поспешил обвинить Россию в желании развязать в космосе новую холодную войну с разработкой новых видов оружия и наращиванием военной инфраструктуры. С чем связана такая позиция страны по представленной резолюции и почему ее принятие не решило бы проблемы милитаризации космоса, «Парламентской газете» объяснил заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев.

Константин Косачев: США пытались подтолкнуть ООН к милитаризации космоса
© Парламентская газета

«Наша позиция по этому вопросу осталась неизменной»

- Константин Иосифович, с чем связана блокировка Россией проекта резолюции США и Японии?

- Здесь очень важно понимать принципиальный момент: Россия наложила вето не на тему как таковую. А конкретно на тот проект резолюции, который представили США и Япония. Дело в том, что нынешняя инициатива американцев и их сателлитов — это от лукавого. Они попытались сформулировать резолюцию так, чтобы речь в ней шла только о неразмещении в космосе ядерного оружия. В то время как Россия выступает за демилитаризацию космического пространства как таковую, включая все известные на данный момент и перспективные виды вооружения. Если бы резолюция была принята в том виде, в котором ее подали, это возымело бы обратный эффект и, напротив, распахнуло бы двери для военного освоения космоса.

- Какова на сегодняшний день позиция России по милитаризации космоса? Несколько недель назад, в частности, сразу несколько западных изданий выступили чуть ли не с прямыми обвинениями нашей страны в том, что она пытается развязать в космическом пространстве новую гонку вооружений.

- Мы этого допустить не можем ни в коем случае. И мы это намерение не просто декларируем, но еще и доказываем соответствующими инициативами: в частности, напомню, что еще в 2008 году на Конференции по разоружению в Женеве мы внесли на рассмотрение российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, а также применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время наши дипломаты внесут другой вариант проекта резолюции на эту же тему — такой резолюции, которая действительно поставит надежный барьер для разворачивания новой гонки вооружений, но на этот раз в космическом пространстве.

«Задача — защититься не только от сегодняшних, но и от будущих угроз»

- Стоит ли ждать какого-либо противодействия нашим дипломатическим усилиям на этом поприще со стороны других стран, в частности тех же США?

- Вне всякого сомнения этого стоит ждать. Потому что американцы любую ситуацию пытаются развернуть в свою пользу. Решение Совбеза по тотальной демилитаризации космоса им невыгодно. Они, напротив, хотят размещать вооружение в космическом пространстве, разворачивать там военную инфраструктуру — любую, кроме ядерной, потому что в ней видят прямую для себя угрозу. Но, повторюсь, с нашей точки зрения такой подход абсолютно недопустим.

- Насколько сегодня в принципе остро стоит вопрос милитаризации космоса?

- Вопрос актуален в силу того, что технологии сейчас развиваются стремительными темпами. И то, что сегодня кажется невозможным, завтра уже может стать реальностью. Поэтому, если мы говорим о глобальной безопасности, и тем более безопасности космического пространства, нужно принимать в расчет все угрозы: и актуальные на сегодняшний день, и те, с которыми нам еще только предстоит столкнуться.

Безусловно, космическое пространство сегодня опосредованно используется в военных целях. Это может кому-то нравиться, кому-то нет, но так делают абсолютно все страны, располагающие соответствующими техническими возможностями, и Россия среди них не исключение. Но здесь нужно понимать четкую грань: одно дело использовать космос для того, чтобы обеспечивать какие-либо военные действия или силовые операции на Земле. А совсем другое — переносить саму войну в космос, делать его полем битвы или гонки вооружений. Это будет считаться качественным изменением сложившейся ситуации. А мы таких изменений, повторюсь, принципиально не одобряем, не принимаем и сделаем все, чтобы их не допустить.