Войти в почту

Аргентина попросилась в НАТО. Зачем ей это нужно

Аргентина подала заявку в НАТО на присвоение стране статуса "глобального партнера". По некоторым оценкам, ее рассмотрение может произойти столь же стремительно, как и разворот Буэнос-Айреса в сторону Вашингтона. К чему стремится страна и как будет решать территориальный спор с Великобританией?

Аргентина попросилась в НАТО. Зачем ей это нужно
© Российская Газета

Статус "глобального партнера"

Глобальные партнеры НАТО сотрудничают с альянсом в сфере обороны, безопасности, участвуют в миротворческих операциях и взаимодействуют в других областях.

В Латинской Америке у НАТО пока был только один такой партнер - Колумбия, получившая этот статус в 2018 году. Другие глобальные партнеры организации - Австралия, Афганистан, Ирак, Южная Корея, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан и Япония.

Чего хочет добиться Аргентина?

Администрация Хавьера Милея продолжает на практике реализацию заявленного курса на тотальное сближение с США. С начала года в режиме нон-стоп Буэнос-Айрес посетили госсекретарь США Энтони Блинкен, директор ЦРУ Уильям Бернс, глава Южного командования США Лаура Ричардсон и еще несколько десятков чиновников более низкого ранга. Члены аргентинского правительства и главы различных ведомств также наведывались в Вашингтон с завидной регулярностью.

Аргентина готова укреплять свои отношения с альянсом, участвовать в совместных инициативах по международной стабильности и безопасности. В ходе совместных маневров аргентинские вооруженные силы смогут повысить уровень подготовки, страна получит возможность обмениваться данными об угрозах и совместно с партнерами бороться с транснациональными угрозами, терроризмом, киберпреступностью и незаконным оборотом оружия.

За пределами оборонной сферы Буэнос-Айрес сможет получить от Вашингтона экономическую помощь, в частности, из Международного валютного фонда. В четверг правительство США объявило о том, что впервые за более чем два десятилетия предоставляет Аргентине 40 миллионов долларов в виде иностранного военного финансирования - гранта, который позволяет ключевым союзникам Штатов покупать американское оружие.

Средства помогут Аргентине в оснащении и модернизации вооруженных сил, чтобы оплатить 24 американских истребителя F-16, которые страна приобрела у Дании ранее на этой неделе. Ценник в 300 миллионов долларов вызвал критику со стороны политических оппонентов Милея, который сокращает расходы всего правительства.

Территориальный спор с Британией

Чтобы взаимодействовать с НАТО, Аргентине нужно разобраться с существующими территориальными спорами. Страна пытается восстановить суверенитет над спорными Фолклендскими (Мальвинскими) островами. Заявка на глобальное партнерство с альянсом может заставить правительство отказаться от земельных притязаний.

Тут же Милею припомнили, как он, выступая на церемонии 42-й годовщины конфликта между Аргентиной и Великобританией, акцентировал: "Я хочу еще раз заявить о наших непоколебимых притязаниях на острова". При этом аргентинцы помнят и другие признания президента, например, что он является поклонником Маргарет Тэтчер и Уинстона Черчилля.

Фолклендские острова расположены в юго-западной части Атлантического океана. Две сотни лет они замешаны в территориальном споре между Аргентиной и Великобританией. В 1982 году между государствами вспыхнул вооруженный конфликт. Южноамериканская республика тогда потерпела поражение, за два месяца потеряв 649 военнослужащих. Британские потери составили 255 человек.

Жители Фолклендов на референдуме в 2013 году подавляющим большинством голосов высказались за то, чтобы остаться заморской территорией Великобритании. Аргентина не признала результаты плебисцита.

А что НАТО?

Для альянса аргентинский рубеж - это в первую очередь расширение присутствия в латиноамериканском регионе. Это подтвердил заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ. "Аргентина играет важную роль в Латинской Америке. Более тесное политическое и практическое сотрудничество могло бы принести пользу нам обоим", - отметил он в штаб-квартире организации.

Джоанэ также напомнил, что политический диалог НАТО с Аргентиной начался в начале 1990-х годов. Буэнос-Айрес уже внес свой вклад в операции альянса по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и в Косово.

Официальное подтверждение статуса "глобального партнера" потребует консенсуса всех 32 стран-членов Североатлантического альянса. Или теперь просто Атлантического?