«Чудеса храбрости и героизма» Как проходила оборона Севастополя от немецких войск в 1941 и 1942 годах
250-дневная оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны стала одним из самых значительных проявлений героизма советских солдат и гражданского населения. Вермахт превосходил защитников в живой силе и технике, имел на вооружении много тысяч орудий и минометов. В период с конца октября 1941 года по начало июля 1942-го части Приморской армии и Черноморского флота отбили три масштабных наступления 11-й немецкой армии, отвлекая значительные силы противника от выполнения других задач. В итоге нацисты все-таки вошли в Севастополь, понеся колоссальные потери, а советские войска эвакуировались на Черноморское побережье Кавказа. Подвиг Севастополя сдержал продвижение вермахта на других направлениях и изменил ход Великой Отечественной войны. «Лента.ру» — об обороне Севастополя и ее героях.
Когда произошла первая оборона Севастополя
Защищаться от агрессоров городу приходилось и до Великой Отечественной. Первая оборона Севастополя продолжалась 349 дней — с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855-го. В ходе Крымской войны части Русской императорской армии и Черноморского флота сражались против объединенных сил Франции, Англии, Турции и Сардинии.
Затяжная кампания явила миру массу примеров личного героизма русских солдат и моряков и привела к большим потерям с обеих сторон. Падение Севастополя после длительной осады подорвало моральный дух оборонявшихся и способствовало скорому завершению войны.
Зачем Гитлеру понадобился Крым
Во время Великой Отечественной войны в Крыму шли еще более суровые бои с иностранными захватчиками. Военное командование нацистской Германии считало завоевание полуострова целью особой стратегической важности. Поэтому в 1941-м Севастополю вновь пришлось отчаянно защищаться от превосходящих сил противника.
Адольф Гитлер в августе 1941-го отмечал, что важнейшей задачей вермахта до наступления зимы является даже не взятие Москвы, а захват Крыма, который должен был послужить немцам плацдармом для дальнейшего прорыва на Кавказ. В сентябре немцы вышли к Перекопскому перешейку, который связывает полуостров с материком. Несмотря на мощное сопротивление Красной армии, оккупантам удалось прорвать оборону и ворваться в Крым. Часть советских войск отступила к Керчи и затем переправилась на Тамань, другая часть отошла к Севастополю.
Проведение операции доверили 11-й немецкой армии, которой командовал один из лучших военачальников вермахта — генерал Эрих фон Манштейн. Он считал, что взятие Крыма и особенно его военно-морской базы Севастополя подтолкнет Турцию к вступлению в войну на стороне нацистской Германии.
«Враг оккупировал Советскую Прибалтику, Западную Украину и Белоруссию, подошел к Таврии, занял Мелитополь, — вспоминала советский снайпер Людмила Павличенко. — Немецкая армия ценой больших потерь в живой силе и технике продвигалась вперед. Нависла угроза вторжения противника в Крым»
Вместе с немцами в кампании участвовали румыны из горного корпуса, итальянские и хорватские моряки. Нацисты очень боялись дислоцированной в Крыму советской авиации Черноморского флота и хотели обезопасить от ударов с воздуха крайне нужные им нефтяные промыслы в Румынии. Как резюмировал в своих мемуарах Манштейн, его войска должны были не только занять Крым и взять Севастополь, но и «нейтрализовать все преимущества, которые предоставляло русским господство на море».
Уже к середине ноября 1941 года немцы заняли весь Крым — кроме Севастопольского оборонительного района. Последний советский оплот предполагалось взять молниеносным штурмовым ударом 11-й армии. Манштейн хотел провести операцию как можно скорее, чтобы не дать РККА времени на организацию обороны и не допустить высадки подкрепления с моря.
Первое наступление нацистов на Севастополь
Советская историография считала началом первого немецкого наступления на Севастополь 30 октября 1941 года — именно в этот день 54-я береговая батарея Черноморского флота под командованием лейтенанта Ивана Заики открыла огонь по нацистам, которые продвигались к городу со стороны захваченной Евпатории.
Гражданское население, комсомольские работники активно участвовали в возведении оборонительных сооружений на подступах к городу. Четко осознавая нависшую угрозу, из Севастополя начали эвакуировать мирных жителей и материальные ценности.
Основу обороны Севастополя составила Приморская армия под командованием генерала Ивана Петрова. Важнейшую роль в обороне города играл командующий Черноморским флотом вице-адмирал Филипп Октябрьский, который одновременно осуществлял командование Севастопольским оборонительным районом.
Как жили люди в осажденном городе
Судьба блокированного с суши Севастополя с начала ноября 1941-го напрямую зависела от морских перевозок. Для обеспечения сообщения с осажденным городом Черноморский флот мог привлечь в тот момент два крейсера, 12 эсминцев и 12 тральщиков, которые сопровождали сухогрузы.
Главную угрозу советским коммуникациям на Черном море создавала немецкая авиация, получившая возможность использовать выгодно расположенные аэродромы Крыма. Это заставляло командование Черноморского флота планировать маршруты движения в Севастополь таким образом, чтобы конвои большую часть пути следовали за пределами радиуса действий самолетов люфтваффе. Суда, чтобы не быть замеченными, входили в местные бухты и выходили оттуда в темное время суток. Быстроходные корабли Черноморского флота старались прийти на помощь защитникам Севастополя и во время вражеских штурмов.
После неудавшихся попыток захватить Севастополь с ходу немецкое командование подтянуло свежие части, много танков и большое количество авиации, в том числе пикирующие бомбардировщики, снятые из Норвегии, и начало свое первое наступление на Севастополь Александр Трифонов участник обороны города на крейсере «Червона Украина»
Первое наступление продлилось до 21 ноября 1941 года. Когда ввиду больших потерь порыв немцев начал иссякать, они бросили авиацию для подавления огневых средств советских войск. По свидетельству Трифонова, временами над Севастополем находились до 100 самолетов.
Все дни обороны в городе работали детские сады и ясли, причем с декабря 1941-го обустраивались подземные школы.
«Короткую передышку между первым и вторым немецкими наступлениями на Севастополь советское командование и городской комитет обороны использовали для укрепления оборонительных рубежей, — вспоминала снайпер Павличенко. — Строились долговременные огневые точки, дерево-земляные укрепления, были вырыты сплошные окопы и траншеи от Балаклавы до устья реки Бельбек общим протяжением 150 километров».
Второй штурм Севастополя
17 декабря 1941-го нацисты приступили к второму штурму Севастополя, который вновь получился для них неудачным. Советским войскам удалось получить пополнение морем. Уже к 30 декабря наступательные возможности 11-й армии Манштейна практически полностью иссякли. В своем втором наступлении немцы потеряли у стен Севастополя более 40 тысяч солдат и офицеров и огромное количество боевой техники.
«Противник, понеся значительные потери во втором своем наступлении на Севастополь, в течение пяти месяцев отсиживался за колючей проволокой и накапливал силы для новых атак, — заключала Павличенко. — Перед снайперами Севастопольского гарнизона была поставлена задача: не давать врагу покоя ни днем, ни ночью».
Третье наступление 11-й армии Манштейна
К весне 1942 года обстановка под Севастополем вновь осложнилась. На подходах к бухте немцы установили дозор из торпедных катеров и самолетов-торпедоносцев, подступы к городу с моря контролировались люфтваффе и обстреливались дальнобойной артиллерией с суши. К апрелю советская авиагруппа в районе Севастополя насчитывала лишь 52 самолета и уже не могла обеспечить прикрытие конвоев. Проход транспортных судов к городу стал практически невозможен. Прорваться туда могли только боевые корабли.
Развивая достигнутые в мае 1942 года успехи, нацисты в течение июня подготовили и провели наступательные операции в районе Севастополя. Крайне негативно на судьбе города сказалась неудача Красной армии на Керченском полуострове, который пришлось оставить.
Потеря Керченского полуострова поставила в исключительно тяжелое положение наши войска, защищавшие Севастопольский оборонительный район. Против них теперь были повернуты все силы 11-й немецкой армии. 250 огненных дней и ночей продолжалась оборона героического города Александр Василевский маршал
Стянув к Севастополю практически все имевшиеся в наличии силы 11-й армии (10 пехотных дивизий) и 8-го авиакорпуса, немцы после двухнедельной артиллерийской подготовки, поддержанной бомбовыми ударами с воздуха, начали третье наступление на неподвластную им цитадель. Командование вермахта поставило задачу овладеть городом в кратчайший срок.
«Отразить массированные, волна за волной налеты авиации на Севастополь не было никакой возможности — не хватало ни истребителей, ни зенитных орудий, — признавал в своих мемуарах командир авиаэскадрильи 8-го истребительного авиаполка Михаил Авдеев, удостоенный звания Героя Советского Союза. — Потом огонь ослаб, и немцы двинули в наступление танки и пехоту. Таких боев еще не видывала история».
Пехотные и танковые атаки начались 7 июня 1942 года. В каждом секторе обороны Севастополя на усиление стрелковым войскам были приданы артиллерийские полки, пулеметные батальоны дотов береговой охраны. Береговая артиллерия сыграла решающую роль при отражении всех трех наступлений войск 11-й немецкой армии, поддерживая своим огнем сухопутные части Севастопольского оборонительного района.
Силы сторон во время последней битвы за Севастополь
Общая численность группировки вермахта в июне 1942 года составляла:
свыше 203 тысяч человек; более 1325 орудий разного калибра; 450 танков; 600 самолетов.
В составе войск Севастопольского оборонительного района насчитывалось:
106 тысяч бойцов; порядка 600 орудий; 38 танков; 53 исправных самолета.
«Защитники города, ощущая постоянную поддержку и связь с Большой землей, проявляли чудеса храбрости и героизма, — вспоминала снайпер Павличенко. — В осажденный гарнизон ежедневно приходили сотни телеграмм и приветствий, в которых советские люди и народы всего мира высказывали свое восхищение стойкостью, беспримерным мужеством севастопольцев».
Ставка ВГК требовала от войск Северо-Кавказского фронта (в него вошли войска расформированного в мае 1942 года Крымского фронта), «прочно удерживая Севастопольский оборонительный район, оборонять Таманский полуостров и ни в коем случае не допустить форсирования противником Керченского пролива и проникновения его со стороны Крыма на Северный Кавказ».
Телеграмма командованию от Сталина
К новому штурму Севастополя нацисты привлекли огромное количество артиллерии. Описывая картину событий, Манштейн указывал на современные крепостные сооружения, защищавшие Севастополь, сложный рельеф местности и мелкие оборонительные укрепления, густой сетью покрывшие весь район от долины реки Бельбек до Черного моря.
«В целом во Второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на Севастополь», — констатировал генерал.
С первого же дня немецкого штурма советских позиций разгорелись ожесточенные бои. Авиация люфтваффе ежедневно совершала по 600-1000 налетов, однако защитники Севастополя отражали атаки стойко и организованно. В их рядах было немало женщин: пулеметчица Нина Онилова, снайпер Павличенко и разведчица Мария Байда были удостоены звания Героя Советского Союза.
12 июня вице-адмиралу Октябрьскому и генералу Петрову пришла телеграмма от Иосифа Сталина, в которой сообщалось, что «самоотверженная борьба севастопольцев служит примером героизма для всей Красной армии и советского народа».
Несмотря на отвагу, положение Приморской армии с каждым днем становилось все тяжелее. К концу июня безвозвратные потери советских войск выглядели ужасающими, резервы истощались, остро ощущался недостаток боеприпасов. Бои все чаще переходили в рукопашные схватки, контратаки поддерживались слабым пулеметным огнем и ручными гранатами. Под градом бомб и снарядов советские морпехи до конца удерживали занятые рубежи. На одной из высот окруженные моряки, оставшись без патронов и гранат, использовали вместо снарядов камни.
Завершение обороны Севастополя
29 июня 1942 года немцы захватили вокзал и прорвались к центру Севастополя. На следующее утро вице-адмирал Октябрьский докладывал командующему Северо-Кавказским фронтом Семену Буденному о том, что «оставшиеся войска сильно устали, хотя большинство продолжает героически драться».
«Немцы продолжали вести ожесточенные бои на всех направлениях, — записала в своем дневнике 1 июля 1942 года участница севастопольского подполья Евгения Захарова. — К 12.30 дня послышались нерусские возгласы, и вскоре по улицам стали проходить немецкие солдаты».
Получив донесение, маршал Буденный доложил Ставке, что Севастопольский оборонительный район (СОР) больше не имеет подготовленных оборонительных рубежей, боеспособность войск снизилась и оперативно содействовать защите города с моря и воздуха командование фронта не может. Буденный попросил подтвердить задачу Приморской армии сражаться до тех пор, пока из города не вывезут все возможное. Вечером того же дня начальник Генштаба Василевский сообщил о том, что Ставка утверждает предложения и приказывает приступить к их реализации.
Мировое общественное мнение расценило оборону Севастополя как крупную моральную победу СССР.
«Эта оборона наглядно показала, что Гитлер не может выиграть войну, — вещало американское радио. — Он может еще добиться кое-каких локальных успехов, но вынужден будет платить за них чрезвычайно высокую цену. Оборона Севастополя является героической страницей мировой истории»
Восьмимесячная оборона Севастополя вошла в историю как яркий пример самопожертвования, во многих странах обращали внимание на массовый героизм и стойкость советских бойцов. Колоссальным было и ее военно-политическое значение.
«В течение 250 дней героический советский город с беспримерным мужеством и стойкостью отбивал бесчисленные атаки немецких войск, — сообщало Совинформбюро. — Последние 25 дней противник ожесточенно и беспрерывно штурмовал город с суши и воздуха. Отрезанные от сухопутных связей с тылом, испытывая трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, не имея в своем распоряжении аэродромов, а стало быть, и достаточного прикрытия с воздуха, советские пехотинцы, моряки, командиры и политработники совершали чудеса воинской доблести и геройства в деле обороны Севастополя».
Влияние обороны Севастополя на ход Великой Отечественной войны
Заключительный этап обороны Севастополя силами Приморской армии оказал серьезное влияние на ход весенне-летней кампании вермахта в 1942 году. Защищая город, советские войска перемололи большое количество солдат, офицеров и бронетехники противника.
Из-за серьезных потерь 11-я армия Манштейна не смогла принять участие в битве за Кавказ. Оборона Севастополя способствовала повышению морального духа советских людей, их готовности к продолжению сопротивления и вдохновила людей по всему миру
Как сохраняют память об обороне Севастополя
Значительная часть личного состава войск Береговой обороны пала, кто-то считается пропавшим без вести. Тысячи человек боевого состава оказывали сопротивление противнику еще около двух недель, после чего отошли в район бухты Камышовая, мыса Херсонес и мыса Фиолент для эвакуации, которая проводилась на подводных лодках и самолетах.
22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено более 50 тысяч человек.
9 мая 1944 года советскими войсками город был освобожден от немецкой оккупации. Одним из первых памятников воинам-освободителям в Севастополе стал мемориал летчикам 8-й воздушной армии на Малаховом кургане. В Музее обороны Севастополя хранятся знамена частей и подразделений, принимавших участие в боях. Ежегодно перед 9 мая эти реликвии выносятся к обелиску Славы на Сапун-горе.